Поскольку инь и яи охватывают все сущее, созданная на их основе специфи­ческая диагностическая система на протяжении столетий является частью китайской медицины. Исключительно редко какой-либо дисбаланс в организме можно назвать только инь или только ян. Система Шести категорий развивалась с целью выяснения принципов, лежащих в основе динамический природы и зачастую противоречивых проявлений дисбаланса. Когда следующие шесть качеств (три пары противоположностей) используются для описания инь и ян симптомов, мы называем их «Шесть категорий инь и ян».

Инь  Янь Холод  Жар Внутренний .Внешний Недостаток  Избыток

Таким образом, данное состояние будет в такой степени ян, в какой оно яв­ляется горячим, внешним и избыточным. Подобным же образом инь данного состояния измеряется тем, насколько оно холодное, внутреннее и недостаточ­ное. Когда инь и ян представлены в виде итога Шести категорий, этот результат носит название «Восемь принципов».

Несмотря на то что простые названия этих Шести категорий имеют обычный смысл, ихопределения в китайском искусстве врачевания весьма специфичны, поэтому там, где они используются в этом контекстедаы будем обозначать их курсивом. Но многие определения будут также использоваться в соответствии с обычным употреблением названий. Так, определение жара как понятия ки­тайской медицины включает представление о tone,*что испытывает человек при разогреве тела (ощущает жар и сухость, хочет холодных напитков ит. д.)

Независимо от того, может ли болезненное состояние быть точно диагности­ровано современной медициной, Шесть категорий описывают существенные параметры каждого состояния: его глубину (внутреннее/внешнее)термическую природу (жар/холод) к силу (недостаток/избыток)