Избегание стрессов и потрясений

Оберегание больного от психологических по­трясений — очень важный аспект лечения сахарно­го диабета, особенно при нестабильном течении за­болевания. Одна из причин резких изменений уровня глюкозы в крови при эмоциональном стрес­се у больного диабетом заключается в повышенной чувствительности а-клеток его поджелудочной же­лезы к адреналину, что приводит к чрезмерному выбросу глюкагона и гипергликемии.

Особенности терапии

Публикация результатов DCCT и UKPDS из­менила представления о необходимой степени кон­троля гликемии. Согласно рекомендациям ADA, целью терапии, независимо от типа сахарного диа­бета, должно быть поддержание концентрации глюкозы в крови натощак на уровне 80-120 мг%, средней гликемии перед сном — на уровне 100-140 мг% и содержания НЬА — на уровне ме­нее 7% (норма для здоровых людей — 4-6%). Оче­видно, однако, что эта цель должна быть модифицирована с учетом способности больных соблюдать режим лечения, риска тяжелых гипогликемий и других факторов, ограничивающих положитель­ный эффект столь жесткого контроля гликемии.

Иммунные нарушения при инсулинотерапии

Введение инсулина приводит к появлению в крови антиинсулиновых антител, по меньшей мере, пяти классов: IgA, IgD, IgE, IgG и IgM. Инсу­лин человека гораздо менее иммуногенен, чем старые препараты животного происхождения (осо­бенно бычий инсулин). Однако гексамерный чело­веческий инсулин также воспринимается иммун­ной системой как чужеродное вещество, что обу­словливает в большинстве случаев выработку антител к нему, хотя и в невысоких титрах.

А. Аллергия к инсулину 

Аллергия к инсулину (аллергические реакции немедленного типа) — редкое состояние, характе­ризующееся местными или системными высыпа­ниями (крапивницей), появляющимися сразу же после инъекции. Эта реакция обусловлена высво­бождением гистамина из тканевых тучных клеток при их взаимодействии с антителами класса IgE.

В тяжелых случаях возможно развитие анафилак­тического шока. Появление подкожных узелков в местах инъекции инсулина через несколько часов после его введения, которые сохраняются в течение суток, относят на счет реакции, опосредованной связыванием комплемента антителами класса IgG (феномен Артюса). Гиперчувствительность часто обусловлена белками, загрязняющими препараты инсулина, и поэтому высокоочищенные препараты гормона вызывают аллергические реакции (осо­бенно местные) гораздо реже. При возникновении системных реакций гиперчувствительности могут потребоваться антигистаминные средства, корти­костероиды и даже приемы десенситизации. Име­ются сообщения об успешном использовании ин­сулина лизпро при генерализованных аллергиче­ских реакциях на инсулин человека.

Б. Иммунная инсулинорезистетность

У всех больных, получающих инсулин, в сыво­ротке появляется небольшое количество антител класса IgG, которые несколько ослабляют быстрый эффект гормона. При использовании инсулина животного происхождения титр этих антител мо­жет быть достаточно высоким, что значительно повышает потребность больных в инсулине (часто до 200 единиц в сутки и более). Применение высокоочищенного инсулина человека резко снизило час­тоту таких случаев, а сообщения о них при исполь­зовании аналогов инсулина вообще отсутствуют.

В. Липодистрофия в местах инъекций   

В редких случаях в местах инъекций инсулина по какой-то причине развивается атрофия подкож­но-жировой ткани. По-видимому, это связано с иммунными реакциями, так как наблюдается пре­имущественно у женщин и сопровождается накоплением лимфоцитов в пораженных участках. Высо- коочищенные препараты инсулина с нейтральным pH вызывают местную липоатрофию гораздо реже. Зачастую инъекции таких препаратов прямо в по­раженный участок приводят к восстановлению контуров кожи.

С другой стороны, жировые отложения в местах подкожных инъекций инсулина (липогипертрофия) обусловлена прямым липогенным действием гормона, накапливающегося в одном и том же мес­те. Это осложнение наблюдается при использовании высокоочищенных препаратов и лучше всего устраняется местной липосакцией. Чередование мест инъекций предотвращает липогипертрофию. Описан случай упорной липогипертрофии у маль­чика, получающего инсулин человека, которая ис­чезла после перевода больного на инсулин лизпро.