Основные элементы иммунной системы человека в норме полностью заклады­ваются к 15-й неделе внутриутробного развития, однако иммунная система ребенка является незрелой и нуждается в антигенном воздействии и «обучении» для окон­чательного формирования «приобретенного, или адаптивного» иммунитета. Вместе с тем становление иммунной системы'— это не линейный процесс, который не корре­лирует непосредственно с какими-либо антропометрическими или функциональны­ми характеристиками организма. У новорожденных детей и детей первых лет жизни основные компоненты как врожденного, так и приобретенного иммунитета функци­онально менее активны, чем у детей старшего возраста и у взрослых. Этим объясня­ется повышенная чувствительность детей данного возраста к инфекциям.

Врожденный иммунитет. Проницаемость анатомических барьеров (кожи и слизистых оболочек) для инфекционных агентов у детей первого месяца жизни повышена. Вероятность травматизации кожи и слизистых оболочек увеличивается во время родов. У детей, находящихся на грудном вскармливании, среда желудочного сока приближается к нейтральной, что сопровождается уменьшением инфицирующе дозы инфекционных агентов, вызывающих острые кишечные инфекции. В то же вр

мя данные показатели кислотности желудочного содержимого препятствуют разру­шению компонентов иммунной системы, поступающих к ребенку с грудным молоком.

Клетки, обусловливающие врожденную резистентность, — фагоциты и NK-клетки - у новорожденных отличаются сниженной активностью. Фагоцитоз у ново­рожденных характеризуется ограниченным объемом резервного пула полиморфно-ядерных лейкоцитов, сниженной способностью к адгезии и хемотаксису нейтрофи-лов и моноцитов, сниженными показателями микробоцидности и внутриклеточного киллинга бактерий гранулоцитами, особенно при осложненном течении неонаталь-ного периода. Причины сниженной миграционной и поглотительной функции лей­коцитов заключаются в дефиците хемотаксических факторов и опсонинов (IgG), сниженной активности ферментов (супероксиддисмутазы, миелопероксидазы, лизо-сомальных ферментов и катионных белков), повышенной жесткости мембран клеток вследствие преобладания в их составе насыщенных жирных кислот над ненасыщен­ными. Дальнейшее подавление фагоцитоза у ряда детей может быть следствием пе­ринатальной гипоксии и стресса. В пуповинной крови процент NK-клеток несколько ниже по сравнению со взрослыми. Они характеризуются снижением уровня цито-токсичности (примерно на 1/3) и синтеза ФНО-а в ответ на активационные стиму­лы. У новорожденных детей снижена экспрессия молекул HLAII класса на антиген-презентирующих клетках.

По сравнению со старшими детьми, у новорожденных отмечается дефицит и г^г-моральных компонентов врожденного иммунитета. Это касается прежде всего си­стемы комплемента, литическая активность которой у новорожденных составляет около 50% от активности взрослых. У новорожденных ослаблены процессы актива­ции системы комплемента и его альтернативного пути (дефицит фактора В и про-пердина). Также снижены экспрессия рецепторов к компонентам комплемента, кон­центрация маннозо-связывающего белка и фибронектина, уровень интерферона-у (ИНФ-у) в крови. В возрасте 1 недели уровень комплемента сыворотки крови быс­тро нарастает и с 1 мес. не отличается от уровня взрослых. Содержание пропердина в момент рождения низкое, но в течение первой недели нарастает и держится на вы­соком уровне в течение всего детства. В то же время содержание лизоцима в сывот ротке крови к рождению высокое и даже превышает уровень у взрослого человека. В родах повышается концентрация белка острой фазы прокальцитонина, сохраняясь высокой в течение первых двух суток жизни, что ограничивает его диагностическую значимость в определении раннего неонатального сепсиса.