Лимфаденитом называют воспаление лимфатических узлов. Как правило, он бы­вает вторичным, так как возникает в результате осложненного течения различных гнойно-воспалительных заболеваний.

Различают неспецифический и специфический лимфаденит. Неспецифический лимфаденит чаще всего вызывают условно-патогенные грамположительные бак­терии (стафилококки, стрептококки и др.), проникающие в лимфатический узел из первичных гнойных очагов инфекции. Специфический лимфаденит возникает при инфицировании возбудителями туберкулеза, актиномикоза, чумы, туляремии, сифилиса и др.

Также различают регионарный лимфаденит, ограничивающийся лимфоузла­ми, через которые происходит лимфоотток из локального очага инфекции, и гене­рализованный, который развивается при системных инфекциях (инфекционный мононуклеоз, бруцеллез, токсоплазмоз, сифилис, цитомегаловирусная инфекция и др.).

Инициируют развитие острого неспецифического лимфаденита локальные гнойно-воспалительные очаги в мягких тканях и внутренних органах. Начинается лимфаденит с явного или клинически скрытого лимфангиита. Значительно реже он развивается при гематогенном распространении инфекции или контактным путем. Воспаление возникает при проникновении инфекционного начала, продуктов жиз­недеятельности бактерий, метаболитов из распадающихся тканей первичного очага в паренхиму лимфатического узла. Прежде всего поражаются регионарные лимфа­тические узлы, принимающие лимфу с определенных областей тела.

Наиболее часто лимфадениты развиваются у больных с локальными гнойными и другими инфекционными очагами, такими как фурункул, карбункул, рожа, инфи­цированные раны мягких тканей, воспалительные заболевания ротовой полости.

Клиническая картина неспецифического лимфаденита обычно не вызывает за­труднений. Отмечается локальная болезненность в области пораженного лимфати­ческого узла. В стадию серозного воспаления лимфатический узел увеличен в раз­мерах, имеет четкие границы, болезнен при пальпации. При переходе воспаления за капсулу лимфоузла развивается перилимфаденит. При этом отмечается появле­ние инфильтрата в области окружающей клетчатки, увеличение отека и деформации тканей с наличием кожной гипертермии и гиперемии. При дальнейшем прогресси-ровании воспалительного процесса развивается деструктивный (гнойный) лимфа­денит, который характеризуется формированием абсцесса. Местные изменения при этом имеют отрицательную динамику с появлением еще большего отека и инфиль­трации тканей, яркой гиперемии кожных покровов и возникновением флюктуации по центру.

Общее состояние больного при лимфадените на начальных этапах страдает не сильно. Больного беспокоят локальные боли, слабость, повышение температуры тела до субфебрильных цифр. При развитии гнойного лимфаденита состояние боль­ного ухудшается. Боли резко усиливаются, нарушается сон, аппетит, появляются оз­нобы и потливость, сопровождающиеся фебрильной лихорадкой. В анализах крови выявляют умеренный лейкоцитоз со сдвигом формулы крови влево, относительнуюлимфопению, повышение СОЭ.

В сомнительных случаях или для дифференциации недеструктивных и деструк­тивных форм заболевания, подлежащих оперативному лечению, применяют ультра­звуковое исследование или пункцию воспалительного образования с получением материала для бактериологического и цитологического исследования.

В ряде случаев воспаление не ограничивается гнойным расплавлением самого лимфатического узла и прилегающей клетчатки, а распространяется на значитель­ные площади жировой клетчатки с развитием аденофлегмоны. Пораженная область при этом представляет собой большой, резко болезненный инфильтрат, не имеющий четких границ. Также отмечают выраженный отек тканей, гиперемию и флюктуацию при скоплении большого количества гноя.

При глубоких лимфаденитах, локализующихся в средостении, брюшной поло­сти, забрюшинной или тазовой клетчатке, диагностика заболевания резко затрудне­на в связи с неспецифичностью клинической симптоматики. Так, мезаденит у детеи значительно реже у взрослых часто дает клинику «острого» живота, в результате чего таких больных нередко оперируют с предварительным диагнозом острого пендицита или иного острого заболевания брюшной полости. В других случаях лимфаденит выявляют или предполагают его развитие только при наличии осложнений, таких как псоас-абсцесс, забрюшинная флегмона и др.

Осложнениями гнойного лимфаденита являются тромбофлебит, воспаления на клетчаточные пространства с развитием абсцесса, флегмон, сепсиса.

Увеличение и воспаление лимфатических узлов происходит при многих заболе­ваниях как инфекционной, так и неинфекционной природы (невоспалительная реак­тивная лимфаденопатия). Дифференциальный диагноз инфекционного неспецифи­ческого лимфаденита проводят на основании характерной клинической картины за­болевания, данных бактериологического и гистологического методов исследования.

Основными возбудителями острого неспецифического лимфаденита являются золотистый стафилококк и пиогенный стрептококк. Течение и судьба острого неспе­цифического лимфаденита напрямую связаны с неблагополучием в области входных ворот инфекции. Если местный гнойно-воспалительный очаг успешно и своевремен­но разрешается в результате проведенной антибактериальной терапии, хирургиче­ского лечения или совокупности этих мероприятий, то лимфаденит не переходит в стадию серозного воспаления и быстро разрешается. В случае длительного сущест­вования очага воспаления в области входных ворот инфекции возможность развития деструктивных форм лимфаденита и аденофлегмоны резко возрастает.

Антибиотикотерапия острого неспецифического лимфаденита определяется его микробной этиологией. Уровень резистентности кокковой микрофлоры, обычно вы­зывающей лимфаденит, к антибактериальным препаратам, к которым они природно чувствительны, достаточно низкий, в связи с чем с успехом применяют полусинте­тические пенициллины, цефалоспорины I—IIпоколения, макролиды и др. Учитывая необходимость воздействия на очаг воспаления в области входных ворот, который может быть обусловлен смешанной флорой, препаратом выбора при лечении лим­фаденита следует считать амоксициллин/клавуланат. При тяжело протекающих инфекциях с развитием деструктивного лимфаденита или аденофлегмоны целесо­образно назначение цефалоспоринов III—IVпоколения (цефотаксим, цефтриаксон, цефепим) в сочетании с метронидазолом или защищенных пенициллинов в моноте­рапии (амоксициллин/клавуланат, тикарциллин/клавуланат и др.).

При развитии лимфаденита на фоне болезни кошачьих царапин, вызываемой Bartonellahenselae, антибиотиком выбора является азитромицин, а альтернативными препаратами — ципрофлоксацин, рифампицин и ко-тримоксазол.

Прогноз и исход заболевания в большинстве случаев, даже при деструктивных формах лимфаденита, являются благоприятными. Иммунотерапия и иммунопро­филактика заболевания обычно не проводятся. Вопрос об их применении обычно связан с лечением инфекции в области входных ворот.

Профилактика острого неспецифического лимфаденита обычно сводится к сво­евременному и адекватному лечению хронических и острых очагов инфекции (кари­ес, тонзиллит, фурункулез и др.), предупреждению травматизма, соблюдению правил личной гигиены.