В связи с увеличением средней продолжительности жизни все более актуальным в практическом здравоохранении становится оказание медицинской помощи лицам пожилого и старческого возраста, а также их социальная адаптация. Согласно опре­делению Всемирной организации здравоохранения, пожилыми считаются лица стар­ше 60 лет. Не будет преувеличением сказать, что лечение больных этих возрастных категорий одна из самых сложных задач. Это обусловлено возрастными изменения­ми деятельности многих органов и систем, в частности иммунной системы, сложно­стями, связанными с изменением психики, наличием сочетаний различных болезней, токсичностью некоторых принимаемых препаратов и др. Цель настоящей главы по­казать особенности течения наиболее распространенных бактериальных инфекций у лиц пожилого и старческого возраста.

Геронтология является сравнительно молодым разделом медицины, выделив­шимся в самостоятельную дисциплину в 60-70-х годах XX в. в связи с увеличением продолжительности жизни населения в развитых странах, улучшением диагностики и лечения многих заболеваний. В нашей стране еще нет медицинской специальности «врач-геронтолог», однако широко ведутся научные исследования течения различ­ных заболеваний у лиц пожилого возраста.

Оппортунистические инфекции у лиц пожилого и старческого возраста возни­кают чаще, чем в других возрастных группах, труднее диагностируются и протекают более тяжело. В связи с необходимостью повторных госпитализаций по поводу сер­дечно-сосудистых, неврологических, онкологических и других заболеваний весьма актуальной становится проблема госпитальных инфекций, которые нередко являют­ся одной из непосредственных причин летальных исходов.

Старение — мультифакторный процесс, приводящий к изменению иммунно­го статуса, что может сопровождаться развитием иммунодефицитного состояния и возникновением аутоиммунных заболеваний. Иммунологические изменения у по­жилых лиц затрагивают все звенья естественной резистентности организма, что сопровождается подавлением гуморального и клеточного иммунитета. В пожилом

возрасте изменяется функциональная активность нейтрофилов — основного звена неспецифической резистентности организма: снижаются хемотаксис нейтрофилов, выработка в них супероксид-аниона, нарушаются процессы опсонизации. Снижается пролиферативный ответ Т-лимфоцитов на различные стимуляторы, в частности — на инфекционные агенты, цитокины и др., увеличивается пул недифференцирован­ных лимфоцитов. Это, по-видимому, связано с тем, что при возрастной инволюции тимуса Т-лимфоциты не могут пройти тимическую дифференциацию.

У лиц пожилого и старческого возраста также изменяется нормальное функ­ционирование системы медиаторов межклеточного взаимодействия (цитокинов и др.). Выявлены нарушения продукции некоторых цитокинов, в том числе ИЛ-1, ИЛ-6 и ИЛ-8, ФНО-а. При снижении спонтанной продукции ИЛ-8 у пожилых оказалось, что моноциты тех же самых лиц продуцировали большее количество ИЛ-8 в ответ на бактериальные липополисахариды по сравнению с моноцитами мо­лодых. Можно полагать, что любая дисрегуляция цитокиновой продукции оказывает существенное влияние на иммунный ответ хозяина при воздействии специфических инфекционных агентов.

Недавно получены предварительные данные, свидетельствующие о повышении уровня цитокиновых антагонистов (антагонисты ИЛ-1 и растворимого рецепто­ра ФНО-а) в плазме здоровых лиц пожилого возраста по сравнению с молодыми. Повышение активности цитокиновых антагонистов приводит к снижению продук­ции ИЛ-2 с последующим угнетением Т-клеточной пролиферации. При исследова­нии пожилых больных с инфекциями мочевыводящих путей выявлено значительное повышение уровня цитокиновых антагонистов по сравнению со здоровыми лицами пожилого возраста, что позволяет предполагать возможную роль латентной инфек­ции в развитии иммунодепрессии.

Для объяснения нарушения некоторых иммунных функций с возрастом посту­лировалась роль клеточного апоптоза (программированной клеточной гибели), хотя эта теория требует подтверждения в дальнейших исследованиях.

Именно с изменениями иммунной системы у пожилых лиц связано частое возникно­вение и подострое течение оппортунистических инфекций. Другой серьезной проблемой является присоединение вне- и внутрибольничных инфекций к основному заболеванию. Это приводит к более тяжелому течению и изменению клинической картины инфекци­онной патологии и декомпенсации сопутствующих заболеваний (в частности, декомпен­сации сахарного диабета, манифестации сердечной недостаточности и т.д.).

Частые госпитализации, которые создают условия повышенной колонизации ор­ганизма условно-патогенной микрофлорой, могут являться существенным фактором возникновения внутрибольничных инфекций у лиц пожилого возраста. Кроме того, более часто проводимые у пожилых инвазивные исследования и связанные с ними осложнения (нарушение кожно-слизистых структур, гематомы и др.) также пред­располагают к развитию инфицирования. Наконец, может иметь значение поздняя верификация возбудителей инфекционного процесса и несвоевременное назначение антимикробной терапии, что обычно наблюдается в случаях атипично протекающей болезни.

Следует отметить, что в литературе нет ответа на вопрос, имеются ли микробио­логические различия штаммов микроорганизмов, вызывающих инфекционные забо­левания, у лиц пожилого и молодого возраста или особенности клинической карти­ны у них обусловлены эпидемиологическими различиями.