Для психически больных характерен скачкообразный рост заболеваемости и смертности от туберкулеза, связанный с групповыми внутрибольничными вспыш­ками туберкулеза в ПБ. По имеющимся данным, внутрибольничный туберкулез легких выявлен в 66,7% случаев в инфильтративной форме, в 24,6% - в очаго-вой, в 8,5% — в стадиях распада и диссеминирования с выделением микобактерии во внешнюю среду, т. е. в эпидемиологически опасных формах инфекции. На долю впервые выявленных больных туберкулезом при наличии психических расстройств в ПБ и психоневрологических интернатах приходится 15-30%.

поступление в ПБ пациентов с различными формами туберкулеза легких и дл тельное время их пребывания среди психически больных. Замкнутые условия их содержания, возбужденное неадекватное состояние приводят к тесному контакту и заражению других пациентов микобактериями туберкулеза;

возникновение среди психически больных, длительно лечащихся в ПБ (1 год и более), внутрибольничных случаев заболевания туберкулезом легких, и позд­няя их диагностика.

Установлены временные параметры реализации мероприятий по раннему вы­явлению туберкулеза среди пациентов ПБ. Анализ временного алгоритма указыва­ет на то, что в 3-дневный срок флюорографию проводят 35,9% пациентам, в 5-днев­ный — 20,5% от впервые зарегистрированных случаев заболевания туберкулезом легких. Причинами несвоевременного обследования методом флюорографии явля­ется состояние пациентов при поступлении. До 15% и более пациентов находятся в острой фазе заболевания и чрезмерно возбуждены. Они не выполняют инструкций при проведении флюорографии (сопротивляются, гримасничают, двигаются). Через 2 недели после проведения психотропной терапии психическое состояние этих боль­ных улучшается, что позволяет провести это исследование.

Чрезвычайно большое значение имеет своевременность консультаций фтизиа­тров и перевод больных в психотуберкулезное отделение в день установления диаг­ноза. Основную наиболее опасную для окружающих категорию источников инфек­ции в ПБ составляют больные активным туберкулезом органов дыхания, у которых установлено выделение возбудителя. Низкий процент обнаружения микобактерий туберкулеза в мокроте больных ПБ обусловлен трудностью взятия материала для бактериологического исследования, а также, возможно, сухостью слизистых оболо­чек дыхательных путей, снижением кашлевого рефлекса вследствие приема нейро­лептиков и нередко содержанием незначительного количества микобактерий в мо­кроте. Настороженности медицинского персонала в отношении туберкулезной ин­фекции придается особое значение, так как у большинства пациентов ПБ туберкулез имеет подострое начало, с нечеткими признаками туберкулезной интоксикации и от­сутствием выраженной клинической симптоматики даже при распространенных, де­структивных формах. Известно, например, что туберкулез у пожилых пациентов ПБ протекает скрытно или маскируется другими неспецифическими болезнями легких. При обострении процесса могут возникать нетипичные очаги с локализацией в сред­ней и нижней долях легких, в прикорневых лимфатических узлах.

У некоторых пациентов специфический процесс носит распространенный харак­тер, почти в 60% случаев имеет вид двусторонних распространенных изменений, со­провождается наличием полостей распада, каверн в 78% случаев при рентгенологиче­ском исследовании и сопровождается бактериовыделением у 70% исследуемых. Среди пациентов, поступающих на лечение в туберкулезные отделения ПБ с впервые выяв­ленным туберкулезным процессом, нередко преобладают очаговая и инфильтративная формы туберкулеза, при которых деструкция легочной ткани регистрируется в 40% случаев, бактериовыделение — в 11-17% случаях.

Несомненно, что клиническая структура туберкулеза легких у больных с психи­ческими заболеваниями напрямую зависит от организации профилактических проти­вотуберкулезных мероприятий, особенно регулярных флюорографических осмотров.

Среди больных хроническими психическими расстройствами с туберкулезом легких преобладают лица в возрасте до 50 лет, преимущественно мужского пола (удельный вес мужчин по отношению к противоположному полу составляет 4:1). Это соответствует общей возрастной тенденции распространения туберкулеза: около 75% случаев туберкулеза в странах с высокой заболеваемостью туберкулезом реги­стрируется у людей трудоспособного возраста (15-50 лет).

Обращает на себя внимание, что среди лиц с хроническими психическими рас­стройствами, заболевших туберкулезом, преобладают мужчины. Удельный вес жен­щин, страдающих туберкулезом на фоне хронических психических расстройств, зна­чительно меньше, и по данным ряда авторов, это соотношение составляет 1:4. В РФ среди мужчин с психическими заболеваниями туберкулезом болеют в основном лю­ди от 30 до 50 лет, т. е. в наиболее трудоспособном, зрелом возрасте. На территории Украины туберкулез легких у мужчин-пациентов ПБ в возрасте 51-60 лет выявлен в 26,9% случаев, старше 60 лет — в 6,9% случаев. У женщин эти показатели составили 29,8 и 27,1% соответственно.

При анализе социального статуса данной категории больных отмечается, что 43,6-90% лиц с выявленным туберкулезом на фоне хронических психических рас­стройств являются инвалидами I и II группы по психическому заболеванию, 5,8-40% заболевших туберкулезом в прошлом находились в местах лишения свободы, часть повторно. Среди них много лиц БОМЖ. Доля работающих лиц незначительна. Таким образом, социальный состав этой категории больных отличается крайним не­благополучием.

В структуре психических заболеваний у пациентов с туберкулезной инфекцией наибольший удельный вес приходится на различные формы шизофрении (43%), ал­когольные психозы (36%), на остальные нозологические формы — 21%. К последним относятся различные формы умственной отсталости разной степени, инволютивные органические и сосудистые расстройства. Превалирование шизофрении и алкоголь­ных психозов у этой категории пациентов обусловлено распадом личности, утратой социально-человеческих установок в результате длительной алкогольной интокси­кации, а также наследственной предрасположенностью.

Наблюдения в психиатрических стационарах свидетельствуют о том, что наибо­лее тяжелое течение туберкулеза характерно для пациентов, постоянно находящихся в бездеятельном, вялом, апатичном состоянии, безразличных ко всему окружающем, утративших все социальные связи и интересы. Чаще всего это больные шизофрени­ей. Однако встречаются и пациенты с глубоким органическим и артериосклеротиче-ским слабоумием. Туберкулезный процесс, развившийся у таких лиц, усиливает пси­хическую и соматическую астенизацию, приобретает прогрессирующий характер, нередко приводящий к летальному исходу.

Недостаточность питания (при снижении массы тела на 10% и более или при ин­дексе массы тела (ИМТ) менее 18,5 условных единиц) является серьезным факто­ром риска развития туберкулеза. Резкое снижение массы тела при отказе от пищи у психически больных — большая угроза для развития инфекционных заболеваний и прежде всего туберкулеза.

Высокая распространенность вредных привычек (табакокурения, алкоголизма, наркомании) среди этих пациентов является дополнительным фактором риска внутрибольничной заболеваемости туберкулезом, что в значительной мере осложняет течение туберкулеза и снижает эффективность лечения.

В связи с распространенностью наркомании остро стоит проблема ВИЧ-инфекции. Хорошо известно о наличии пограничных нервно-психических рас­стройств у ВИЧ-инфицированных больных. В некоторых ПБ созданы сомато-пси-хиатрические отделения для лечения ВИЧ-инфицированных с психиатрической па­тологией. В настоящее время абсолютно доказано, что ВИЧ-инфекция увеличивает риск заболевания туберкулезом и смертность от него. Уже в 2006 г., когда в мире насчитывалось 33,2 млн ВИЧ-инфицированных, число больных туберкулезом среди них составляло 700 тыс. человек, 200 тыс. больных умерли от туберкулеза.

Одной из основных проблем фтизиатрии является уклонение больных туберку­лезом от назначенного режима химиотерапии. Значительную часть таких пациентов составляют лица с нарушением психики, представляющие большую эпидемиологиче­скую опасность. Лечение туберкулеза сопряжено с большими трудностями вследствие отказа психически больных от длительного приема противотуберкулезных препаратов, негативизма, неадекватного поведения. Досрочное прекращение курса лечения приво­дит к неблагоприятному исходу заболевания, во многом обусловленному формиро­ванием вторичной лекарственной устойчивости у микобактерий. В целом результаты лечения таких пациентов оцениваются от крайне неудовлетворительных до достаточ­но высоких. Это находится в прямой взаимосвязи с организацией профилактических противотуберкулезных мероприятий, своевременным выявлением легочных форм ту­беркулеза, возможностью непрерывного лечения в условиях закрытого стационара, а также организацией адекватной психиатрической и наркологической помощи.

Как правило, когда у ВИЧ-инфицированных психиатрических больных выявля­ют туберкулез, то у них уже имеется выраженный иммунодефицит. Поэтому им тре­буется как антиретровирусная, так и противотуберкулезная терапия. Взаимодействие противотуберкулезных и антиретровирусных препаратов нередко приводит к осла­блению их действия или усилению нежелательных побочных эффектов. При воз­никновении нежелательных явлений лучше оставить больного на эффективной про­тивотуберкулезной терапии и уменьшить дозу антиретровирусных средств. Однако если побочные эффекты противотуберкулезных препаратов первого ряда слишком выражены, требуется их замена на препараты второго ряда. Кроме того, на противо­туберкулезные препараты второго ряда приходится переходить, если к препаратам первого ряда имеется резистентность.

В настоящее время широко обсуждается проблема полирезистентности мико­бактерий туберкулеза, устойчивых как минимум к рифампицину и изониазиду.

Полирезистентный туберкулез встречается все чаще и чаще — до 489000 случаев в мире в год, что составляет около 5% всех больных. Лечение полирезистентного ту­беркулеза длится около 24 мес. в отличие от 6-12 мес. для обычного туберкулеза и в итоге стоит почти в 100-300 раз дороже. Особую проблему терапия полирези­стентного туберкулеза представляет там, где имеется нехватка противотуберкулез­ных препаратов второго ряда, а также ограничена возможность исследования чув­ствительности к лекарственным препаратам, контроля концентрации препаратов в плазме крови, безопасности и эффективности лечения. Эффективная терапия по­лирезистентного туберкулеза важна не только для психически больного, но и для предотвращения возникновения устойчивости к новым лекарственным препаратам и распространения устойчивых штаммов, в том числе и в ПБ. Хотя особенно тяжелые формы полирезистентного туберкулеза, устойчивые к фторхинолонам, по крайней мере к одному из препаратов второго ряда для парентерального введения (амикацин, канамицин, капреомицин), встречаются в ПБ редко, их частота растет и они сопрово­ждаются высокой смертностью, особенно среди ВИЧ-инфицированных психиатри­ческих больных.

Противоэпидемические мероприятия при подозрении на туберкулез в ПБ вклю­чают прежде всего меры, направленные на предотвращение аэрогенного инфициро­вания и заражения контактно-бытовым путем: изоляцию пациента с предполагае­мым или подтвержденным диагнозом туберкулеза, контроль за выполнением требо­ваний респираторной гигиены (порядком проветривания помещений естественным способом, работы бактерицидных облучателей).

Стандартные меры для госпитализированных больных с туберкулезом в разви­тых странах включают изоляцию в отдельную палату с отрицательным давлением воздуха, а также использование защитных масок. В РФ при установлении диагноза активного туберкулеза легких у больных, находящихся на лечении в ПБ, первич­ный комплекс противоэпидемических мероприятий осуществляет медицинский персонал этих учреждений. В течение 3 дней фтизиатр и эпидемиолог обязаны про­вести углубленное эпидемиологическое обследование внутрибольничного очага туберкулеза.

В перечень мероприятий входит регистрация больного и немедленный перевод его после консультации фтизиатра в специализированный туберкулезный стационар или отделение для больных туберкулезом с психическими отклонениями. В очаге проводится текущая, а после перевода больного — заключительная дезинфекция. Определяется круг контактных лиц среди больных и персонала для проведения первичного обследования и последующего медицинского наблюдения с передачей в дальнейшем всех сведений о контактных лицах по основному месту их жительства.

При выявлении в условиях ПБ лиц, выделяющих микобактерии туберкулеза в мокроте, необходима их последующая изоляция (при необходимости - групповая; и лечение в туберкулезных отделениях ПБ или туберкулезных больницах с поп атрическим уклоном. Это является главным мероприятием, позволяющим сни риск внутрибольничного заражения микобактерией туберкулеза.

В ПБ имеются объективные предпосылки возникновения туберкулеза у меди­цинского персонала. По сведениям Управления Роспотребнадзора по г. Москве в ЛПУ Москвы за последние годы не отмечено снижения заболеваемости медработ­ников туберкулезом, в том числе в психиатрических стационарах. В них, так же как и в фтизиатрических, выявляют наибольшее число пораженных туберкулезными микобактериями медицинских работников. Ранее перечислялись факторы, которые могут повлиять или способствовать возникновению профессиональных заболева­ний туберкулезом медработников ПБ. Медработники с выявленным туберкулезом отстраняются от работы с назначением им адекватной терапии и медицинского на­блюдения.

По факту выявления туберкулеза у медработника по месту его работы прово­дится заключительная дезинфекция с применением дезинфицирующих средств, обладающих туберкулецидным действием. С целью раннего выявления туберкулеза медицинский персонал ПБ подлежит 2 раза в год медосмотрам, в том числе флюоро­графическому обследованию. В стационарах с длительным пребыванием больных, к которым относятся ПБ, при возникновении 2 и более взаимосвязанных случаев туберкулеза проводятся комиссионное обследование и разработка мероприятий, гарантирующих локализацию и оздоровление очага. Мероприятия по ликвидации очага туберкулеза должны носить комплексный характер, исключающий любую по­тенциальную возможность возникновения новых заболеваний, в том числе среди ме­дицинского персонала.