Определение

Кондуктивное расстройство — расстройство поведения и эмоциональной сферы у детей и подростков. В связи с неадекватным поведением дети с кондуктивным рас­стройством вызывают раздражение и становятся причиной переживаний у родите­лей, учителей и других учеников. Характерно агрессивное поведение и неадекватные (неприемлемые) формы выражения гнева. Дети с этим расстройством вовлечены в различные формы антисоциальных действий и деструктивного поведения, включая жестокое обращение с людьми и животными, повреждение имущества, ложь, кража, прогулы школы и побег из дома. Раздражительность, вспышки гнева и заниженная самооценка — часто встречающиеся характеристики личности у детей с кондуктив­ным расстройством. Часто встречается поведение, связанное с риском (раннее начало половой жизни и злоупотребление алкоголем и наркотиками). Хотя кондуктивное расстройство диагностируется приблизительно у 9% мальчиков и 2—9% девочек в возрасте до 18 лет в общей популяции, распространенность заболевания значитель­но выше у детей с эпилепсией.

Причины кондуктивного расстройства включают основное заболевание — эпи­лепсию (т.е. патологические процессы в головном мозге, вызываемые этим заболе­ванием), ассоциированное с поражением или дисфункцию мозга, лежащую в осно­ве эпилепсии, антиэпилептическую терапию или реакцию на хроническую болезнь (эпилепсию). Риск развития кондуктивного расстройства повышается при неблаго­приятной домашней обстановке и внутрисемейных отношениях.

Лечение

Ребенок с кондуктивным расстройством должен быть направлен на психологи­ческое исследование. При сопутствующем СДВГ, злоупотреблении психоактивными веществами, депрессии или трудностях обучения предпочтительпо в первую очередь проводить лечение этих состояний, при этом их адекватное лечение может приве­сти к значительному улучшению симптомов кондуктивного расстройства. У паци­ентов с кондуктивным расстройством может выявляться умственная отсталость и депрессия. Если диагностировано кондуктивное расстройство, ребенок может быть включен в программу поведенческой терапии, в рамках которой проводится работа с родителями и учителями, направленная на модификацию и коррекцию поведения ребенка. Родители должны получить рекомендации о том, как правильно влиять на поведение ребенка, сдерживая негативные тенденции, и придерживаться постоян­ного и реалистичного подхода в вопросах дисциплины. Антиэпилептические препа­раты, которые могут оказывать отрицательное влияние на поведение, должны быть отменены и заменены на препараты, улучшающие настроение. Например, отмена барбитуратов и препаратов бензодиазепинового ряда и замена их на ламотриджин, карбамазепин или вальпроаты (в зависимости от диагностированной у ребенка фор­мы эпилепсии) целесообразна в данных случаях и может приводить к значительному улучшению состояния. При тяжелой выраженности агрессивного поведения возмож­но назначение препаратов, стабилизирующих настроение, таких как литий, буспирон и пропранолол. Для некоторых детей изменение обстановки в семье, или перевод ре­бенка в интернат, или применение лечебных программ (например, проведение курсов лечения в психатрической больнице) играет важную положительную роль.