Определение
Кондуктивное расстройство — расстройство поведения и эмоциональной сферы у детей и подростков. В связи с неадекватным поведением дети с кондуктивным расстройством вызывают раздражение и становятся причиной переживаний у родителей, учителей и других учеников. Характерно агрессивное поведение и неадекватные (неприемлемые) формы выражения гнева. Дети с этим расстройством вовлечены в различные формы антисоциальных действий и деструктивного поведения, включая жестокое обращение с людьми и животными, повреждение имущества, ложь, кража, прогулы школы и побег из дома. Раздражительность, вспышки гнева и заниженная самооценка — часто встречающиеся характеристики личности у детей с кондуктивным расстройством. Часто встречается поведение, связанное с риском (раннее начало половой жизни и злоупотребление алкоголем и наркотиками). Хотя кондуктивное расстройство диагностируется приблизительно у 9% мальчиков и 2—9% девочек в возрасте до 18 лет в общей популяции, распространенность заболевания значительно выше у детей с эпилепсией.
Причины кондуктивного расстройства включают основное заболевание — эпилепсию (т.е. патологические процессы в головном мозге, вызываемые этим заболеванием), ассоциированное с поражением или дисфункцию мозга, лежащую в основе эпилепсии, антиэпилептическую терапию или реакцию на хроническую болезнь (эпилепсию). Риск развития кондуктивного расстройства повышается при неблагоприятной домашней обстановке и внутрисемейных отношениях.
Лечение
Ребенок с кондуктивным расстройством должен быть направлен на психологическое исследование. При сопутствующем СДВГ, злоупотреблении психоактивными веществами, депрессии или трудностях обучения предпочтительпо в первую очередь проводить лечение этих состояний, при этом их адекватное лечение может привести к значительному улучшению симптомов кондуктивного расстройства. У пациентов с кондуктивным расстройством может выявляться умственная отсталость и депрессия. Если диагностировано кондуктивное расстройство, ребенок может быть включен в программу поведенческой терапии, в рамках которой проводится работа с родителями и учителями, направленная на модификацию и коррекцию поведения ребенка. Родители должны получить рекомендации о том, как правильно влиять на поведение ребенка, сдерживая негативные тенденции, и придерживаться постоянного и реалистичного подхода в вопросах дисциплины. Антиэпилептические препараты, которые могут оказывать отрицательное влияние на поведение, должны быть отменены и заменены на препараты, улучшающие настроение. Например, отмена барбитуратов и препаратов бензодиазепинового ряда и замена их на ламотриджин, карбамазепин или вальпроаты (в зависимости от диагностированной у ребенка формы эпилепсии) целесообразна в данных случаях и может приводить к значительному улучшению состояния. При тяжелой выраженности агрессивного поведения возможно назначение препаратов, стабилизирующих настроение, таких как литий, буспирон и пропранолол. Для некоторых детей изменение обстановки в семье, или перевод ребенка в интернат, или применение лечебных программ (например, проведение курсов лечения в психатрической больнице) играет важную положительную роль.