Повседневная деятельность

Несмотря на то что у детей с эпилепсией высок риск травматизма, ограничение ак­тивности ребенка должно быть минимальным. Если ввести в его жизнь много запре­тов, могут возникнуть различные психологические проблемы, например — ущербная самооценка. При возникновении приступов у ребенка риск травматизма увеличива­ется не намного больше, чем до начала приступов. Составить единые рекомендации для всех детей, страдающих эпилепсией, невозможно, так как тип, продолжитель­ность и частота приступов могут влиять на количество ограничений. Ограничения также могут меняться с течением заболевания. Они должны быть более жесткими в течение первых двух—трех месяцев после начала заболевания и до тех пор, пока врач и семья пациента не решат, что последующие приступы маловероятны, а также в течение двух—трех месяцев после прекращения терапии. У детей со стойкими, по­вторяющимися приступами эти ограничения постоянны.

Родители должны быть чрезвычайно осторожны, находясь с ребенком в воде. У детей с эпилепсией риск утопления выше, чем у детей, не страдающих этим за­болеванием, неважно находятся ли они в ванной или плавают на отдыхе. Плаванье в бассейне возможно только при условии тщательного наблюдения и в чистой (про­зрачной) воде. Плаванье в открытых водоемах (озерах, реках и океане) сопряжено с высоким риском. Маленьких детей никогда нельзя оставлять в ванной без присмо­тра, даже на несколько секунд. Детям старшего возраста желательно пользоваться душем, и обязательно следует напоминать им оставлять дверь ванной комнаты от­крытой во время мытья. В водоемах недопустимо плавание без присмотра. Все дети не должны, по возможности, находиться у открытого огня, работающих плит и духо­вок, опасных механизмов. Родители должны помнить, что приступ может возникнуть в любое время, и избегать тех ситуаций, когда приступ может стать смертельным. Например, детям не следует стоять у края платформы в метро или на вокзале. Как можно меньше ограничений должно быть в развлекательной деятельности. Стоит отсоветовать детям те занятия, во время которых они находятся на высоте, напри­мер лазание по канату или альпинизм. Для многих детей желательно осмотрительно кататься на мотоцикле. Детям с частыми приступами с нарушением сознания данное занятие не показано. Катание на коньках, роликах, скейте разрешено лишь тем, у кого малая частота приступов. Подобные развлечения недопустимы на оживленных ули­цах даже детям с ремиссией приступов. Парашютный спорт, дайвинг исключены. Следует поощрять участие ребенка, больного эпилепсией, в занятиях коллективны­ми видами спорта. Хотя некоторые врачи ограничивают больных эпилепсией в таком виде спорта, как борьба, из-за уверенности, что травма головы может провоцировать приступы, нет данных, что у таких пациентов более высок риск возникновения при­ступов после легкой травмы головы. У детей, регулярно занимающихся физкульту­рой, приступы и побочное действие противоэпилептических препаратов реже, чем у тех, кто отказывается от активного образа жизни. Родители маленьких детей часто боятся недиагносцированных приступов во сне, от которых ребенок может умереть. Разумно оставлять спать ребенка в той же комнате, что и родители, в первые несколько месяцев после установления диагноза. Также рекомендуется приобретение селекторной связи, которая устанавливается в комнате ребенка. Тогда они могут слышать любой крик ребенка или нарушение дыхания. Дети грудного и раннего возраста не должны спать на мягкой или узкой поверхности. Если у ребенка есть няня, то она должна быть предупреждена о наличии у ребенка эпилепсии, а также знать характер при­ступов и уметь оказать первую медицинскую помощь. Так как приступы бывают чрезвычайно пугающими, няня должна иметь медицинское образование. В местных организациях по поддержке больных эпилепсией часто имеется список квалифици­рованных нянь. У детей с риском возникновения длительных приступов возникают дополнительные трудности при путешествии или посещении отдаленных районов, где нет возможности оказать немедленную квалифицированную медицинскую по­мощь. Перед тем как отправляться в путешествие, родителям с ребенком, страдаю­щим эпилепсией, следует узнать о необходимом медицинском снаряжении, которое нужно приобрести в дорогу. Они должны знать, как вводить ректальный диазепам в случае затянувшихся приступов.

Просмотр телевизора и видеоигры

Иногда у детей возникают приступы при просмотре телевизионных программ, при игре в видеоигры, работе на компьютере. Большинство этих детей обладают фо- тосенситивностью, которую можно зафиксировать на ЭЭГ. Телевизионные, видео- и компьютерные игры должны быть исключены, только если прослеживается чет­кая связь между просмотром телевизора, видеоиграми и возникновением приступов. Родители часто ошибочно считают, что причиной возникновения приступа явился просмотр телевизора или игра в видеоигры, даже если приступ возник через некото­рое время после игры. Родителям следует объяснить, что если провокатором присту­пов являются просмотр телевизионных программ или видеоигры, приступ происхо­дит только во время данной деятельности.

Обучение

У детей, страдающих эпилепсией, высока вероятность возникновения наруше­ний поведения и когнитивных функций. Распределение коэффициента IQ среди де­тей с эпилепсией характеризуется более низкими показателями. Количество детей, нуждающихся в специальном обучении, колеблется от 10 до 33%. Существуют ис­следования, в которых показано, что преобладание психических заболеваний в два раза выше среди детей, больных эпилепсией, по сравнению с общей популяцией. Хотя когнитивные нарушения и нарушения поведения можно часто объяснить эти­ологическими факторами, вызывающими эпилепсию, имеются также факты, указы­вающие, что у некоторых детей, у которых эпилепсия плохо поддается лечению, про­исходит прогрессивное снижение IQ, появляются изменения в психике и поведении. Возникает вопрос, являются ли эти изменения следствием медикаментозной тера­пии, прогрессирования энцефалопатии, являющейся причиной приступов, непосред­ственно самих приступов. К факторам, повышающим риск возникновения у ребенка когнитивных нарушений, относят: ранний дебют заболевания, трудно поддающиеся лечению приступы, политерапия. У детей с симптоматическими формами эпилепсии риск возникновения когнитивных нарушений выше, чем у детей с идиопатическими формами.

Важно, чтобы врач и учителя были осведомлены о возможных нарушениях, чтобы при их появлении попытаться устранить. Ребенок может развиваться, используя спе­циальную образовательную программу, которая основывается на речевой, физической I трудотерапии. Следует избегать медикаментозной интоксикации у детей со сложностя­ми обучения. Желательно не допускать назначение барбитуратов, бензодиазепинов, политерапии. Школьный персонал должен быть проинформирован о состоянии ре­бенка и о плане его лечения. Не следует держать диагноз эпилепсии в секрете. Учителя могут помочь врачам, оценивая количество приступов и побочное действие препара­тов, а также стать ребенку другом, защищая его права. Ребенок, страдающий эпилеп­сией, может подвергаться насмешкам со стороны одноклассников. Учителя, знающие об этом заболевании, смогут рассказать о нем классу, воспитать правильное отношение учеников к этому недугу, рассеять различные мифы об эпилепсии.