• Мониторинг частоты сердечных сокращений плода. Пролонгиро­ванное определение сердечного ритма плода в течение родов стало стандартом в клинической практике. Однако данное исследование не позволяет снизить показатели перинатальной смертности или заболеваемости по сравнению с перемежающейся аускультацией ЧСС плода. Нa сегодняшний день а отношении сравнения различ- них методик пнтрннатнлмюго мониторинга не было пронсдсно ни ОДНОГО клинического иселодонания. Маловероятно, что когда-либо данные штытаиия будут нронедепм. Непрерывный мониторит состояния плода допускает присутствие в родовом аиле меньшего количества среднего медицинского персонала и снижение нагруз- ки на него. Некоторыми авторами было отмечено, что проведение непрерывного мониторинга плода ноаноляет сииаить количество судорогу новорожденных, хотя по-прежнему неясно, имеет ли это какое-либо влияние на долгосрочные результаты в отношении нев­рологической патологии. Проведение данного мониторинга, как правило, связано с увеличением числа выполняемых операций ке­сарева сечения и эгшзиотомии. Мониторинг сердечного ритма пло­да может быть как внутренним — с наложением электрода к коже головы плода, так и внешним — с приложением монитора к перед­ней брюшной стенке матери.

А.   Базальная частота сердцебиения плода. Под базальной часто­той сердечных сокращений (БЧСС) понимают среднюю частоту сердечных сокращений плода в течение 10 мин. БЧСС обуслов­лена функцией водителя ритма и зависит от соотношения ак­тивности симпатического и парасимпатического отделов веге­тативной нервной системы.

Нормальной частотой сердцебиения плода является зна­чение 110-160 уд./мин. Тахикардия имеет место при ЧСС > 160 уд./мин. Причины развития тахикардии плода включают инфекционный процесс у матери или внутриутроб­ную инфекцию плода, гипоксию плода, тиреотоксикоз и ис­пользование матерью парасимпатических блокаторов или (3-ми- метиков. Брадикардией плода считается ЧСС <110 уд./мин. Общие причины брадикардии включают развитие гипоксии, полную блокаду сердца и применение матерью (3-блокаторов.

Б. Вариабельность. В норме у зрелого плода часто происходят коле­бания исходного уровня частоты пульса. Вариабельность ука­зывает на функциональное взаимодействие симпатической и парасимпатической нервной системы и является наиболее чувствительным индикатором состояния плода. Амплитуда колебаний от максимума до минимума 6—25 уд./мин отражает среднюю вариабельность и указывает на отсутствие гипоксии плода. О значительной вариабельности говорят при амплитуде ЧСС >25 уд./мин. Минимальная вариабельность составляет < 5 уд./мин; если амплитуда ЧСС не фиксируется, то говорят об отсутствии вариабельности. Сниженная вариабельность мо­жет быть вызвана тяжелой гипоксией, анэнцефалией и другими неврологическими аномалиями плода, полной блокадой серд­ца, приемом матерью наркотиков и сульфата магния. Кроме того, вариабельность снижается в соответствии с фазами сна плода.

В.  Акцелерация. Повышение ЧСС плода часто сопровождает ше­веление плода и является показателем его здоровья. Если есть акцелерация, то можно предположить отсутствие ацидо­за плода.

Г. Децелерации. Существуют три типа децелераций (рис. 1-1).

Примеры мониторинга сердечного ритма плода

Примеры мониторинга сердечного ритма плода.

  •  Ранние децелерации. Децелерации этого вида могут быть только периодическими и возникать во время регулярной маточной активности. Их появление обусловлено стимуля­цией ядер блуждающего нерва в ответ на сдавление пара­симпатических рецепторов головки, пуповины плода в ро­довом канале. Ранние децелерации на фоне нормальной вариабельности базального ритма в силу нервно-рефлектор­ной природы не указывают на гипоксическое состояние плода. Но их сочетание с условно-патологическими ритма­ми, а также прогрессирующая реакция сердцебиения на схватки свидетельствует о наличии дистресса плода. Более того, ранние децелерации могут трансформироваться в ва­риабельные и даже непосредственно предшествовать интранатальной гибели плода. Как правило, ранние децелерации доброкачественные, не связаны с патологией плода и явля­ются зеркальным отражением сокращений матки.
  • Поздние. Поздние децелерации относятся к периодическим нарушениям ритма и существуют только на фоне регуляр­ной маточной активности. Без схваток поздних децелера­ций не бывает. Во время регулярных схваток изменяется маточный и маточно-плацентарный кровоток. При нормаль­ном течении беременности и родов эти колебания кровоснаб­жения компенсируются адаптационными возможностями плода. Но в условиях постоянного дефицита кислорода даже незначительные отрицательные отклонения в его обеспече­нии во время схваток приводят к возникновению кислород­ной недостаточности, которая при относительно благопри­ятных условиях может быть корригирована лишь во время пауз. Так как поздние децелерации являются отражением выраженной фетоплацентарной недостаточности, они всег­да сочетаются с другими кардиотокографическими призна­ками гипоксии. Появлению поздних децелераций предшест­вует ареактивный нестрессовый тест, положительные окси- тоциновый или эндогенный (маммарный) стрессовые тесты. Развитие поздних децелераций может происходить при на­личии акушерской патологии (гестоз, гипертензия, преэклампсия, внутриматочная задержка развития, перенашивание и пр.). Возможной ситуацией, когда поздние децелерации развиваются на фоне предшествовавшего нормального состо­яния плода во время родов, является передозировка оксито- цинов, а также при дискоординации сократительной деятель­ности матки.
  • Вариабельные децелерации. Вариабельные децелерации имеют смешанную нервно-рефлекторную и гипоксическую природу и появляются при нарушениях пуповинного кро­вотока (обвитие пуповины, ее истинный узел, прижатие пуповины к стенке матки, возникшей в процессе сократитель­ной деятельности матки плацентарной недостаточности), а также с вагусными нервно-рефлекторными реакциями. Вариабельные децелерации могут развиться при малово­дий. Большинство из них доброкачественны и не прогнози­руют гипоксию плода. Однако наличие вариабельных деце­лераций (т. е. продолжительностью > 60 с) и/или тахикар­дии указывает на существование угрозы для плода. Они обладают V- или W-неоднородной формой волны с резким спуском и возвращением к базальной линии.

    Д. Интерпретация результатов электронного мониторинга пло­да. По данным Национального института детского здоровья и развития человека (НИДЗиЧР) об электронном мониторинге плода, ЧСС плода может классифицироваться по трем катего­риям: I (норма), II (сомнительная), III (патологическая). Пер­вая категория содержит четыре характеристики: нормаль­ная исходная ЧСС (110-160 в мин), средняя вариабельность (6—25 уд./мин), отсутствие поздних или вариабельных децелераций и отсутствие или наличие ранних децелераций или акцелераций. При этом высока вероятность нормальной оксигенации плода. Напротив, новое руководство НИДЗиЧР ука­зывает четыре вида ЧСС плода как патологические, определяя их как предвестник нарушения кислотно-основного состоя­ния плода. Сюда входит синусовый ритм, определяющийся как постоянная вариабельность, схожая с синусовой волной с фиксированной периодичностью 3-5 циклов/мин и амплиту­дой 5-40 уд./мин. Синусоидный ритм может указывать на ане­мию плода, вызванную фетоплацентарным кровотечением или аллоиммунизацией. Остальные три патологических вида ЧСС плода в III категории диагностируются, когда исходная вариа­бельность ЧСС плода низкая или имеется одно из нижеследую­щего: поздние децелерации, атипичные вариабельные децеле­рации или брадикардия. Категория II включает все виды ЧСС плода, которые не входят в категории I и III. Виды ЧСС катего­рии II не являются предвестниками нарушений кислотно-основ­ного состояния плода. При обнаружении ЧСС категории II тест стимуляции кожи головы поможет диагностировать отклоне­ния кислотно-основного равновесия.

    Забор крови из предлежащей части кожи головы. Забор образца крови с кожи головы плода достаточно редко используется для ин- транатального определения кислотно-щелочного состояния плода при патологии его ЧСС. Надежность и воспроизводимость метода в практической работе сомнительны. Многие практикующие врачи обладают крайне небольшим опытом в получении образца крови с длиной зоны и поэтому обычно не используют данный метод в по­вседневной практике.
  • Стимуляция кожи головы плода / виброакустическая стимуляция. Акцелерация ЧСС плодя в ответ на его любую ручную стимуляцию представляет часть методики виброакустической стимуляции по животу матери и проводится при лабораторно определенном уров­не pH плода > 7,20. Тесты часто используются в практике с целью определения благосостояния плода, однако отсутствие движений плода в ответ на стимуляцию отнюдь не прогнозирует наличие у него ацидемии.
  • Пульсоксиметрия плода. Метод разработан в качестве дополнения к мониторингу сердечного ритма плода и включает размещение стерильного датчика над виском или щекой плода. Однако оче­видные технические трудности при закреплении датчика пока не гарантируют стабильные и достоверные показания. Целью метода является сокращение числа ненужных вмешательств при проведе­нии мониторинга состояния плода настораживающей категории ЧСС. Нормальный уровень сатурации плода (БрОг) составляет 30-70%. Длительное насыщение кислородом < 30% в течение > 10 мин коррелирует с повышенным риском развития у плода ме­таболического ацидоза. Американский колледж акушерства и ги­некологии (АКАиГ) не поддерживает использование данного типа мониторирования, и в настоящее время пульсоксиметрия плода в клинике не востребована.