1.  Минимальная стимуляция. В группе младенцев с ЭНМТ следует постараться минимизировать количество проводи­мых медицинских процедур. Другими стрессорными фак­торами являются шум, свет и перемещение младенца из ин­кубатора. Поэтому задачами врачей отделения являются также обеспечение спокойствия и длительных периодов от­дыха младенца.
  2.  Размещение. В настоящее время разработано множество способов позиционирования младенцев. Плод развивается в позиции флексии, в таком же положении следует поддер­живать младенца с ЭНМТ. Предпочтительна поза флексии или распростертая (свободная) позиция с использованием поддерживающих ограничителей («гнездо»). Следует про­являть особую осторожность при имитации этого позицио­нирования у глубоко недоношенных младенцев. Изменения положения тела рекомендуется проводить каждые 4 ч или при крике младенца.
  3.  «Эффект кенгуру» — «внутрибольничная мама, обеспече­ние контакта кожа-к-коже» (см. гл. 19 подробнее). Приме­нение данного способа нормализации поведенческих реак­ций младенца приводит к усилению привязанности/дове- рия к родителю, поддержанию роста и развития младенца. Температура, пульс, частота дыхания и О2-насыщенность остаются в пределах нормы во время пребывания младенца в «кенгуру». Дети, находящиеся на ИВЛ, и с центральными катетерами также могут получать сеансы «кенгуру», когда квалифицированные медсестры поддерживают и обучают родителей.
  4.  Вопросы окружающей среды. Дети не в состоянии контро­лировать свою среду, поэтому необходимо приложить все усилия для уменьшения внешних шумов и обеспечения циклического освещения для поддержки их циркадных ритмов.
  5.  Уровень образования родителей. Семья находится в центре ухода за младенцем, необходимо привлекать семью на при­ем педиатра-неонатолога. Родители должны быть осведом­лены о негативных поведенческих сигналах на какие-либо раздражители и ознакомлены с методами успокоения мла­денца.