Отчётливые идеи виновности (представляют ли они собой бред или некритичное преувеличение своих прежних промахов) совсем необя­зательны. Гораздо чаще присутствует смутное чувство вины и (или) обиды. Когда нет очевидных причин для депрессии, может сказать­ся укоренившийся в обществе даже не ясно осознаваемый стереотип, в соответствии с которым страдание означает наказание, а оно бывает справедливым или несправедливым, т. е. заслуженным или нет. В пер­вом случае рождается чувство вины (стыда), а в последнем — обиды. Экзистенциалисты считают чувство вины априорно оправданным и адекватным, поскольку, по их мнению, оно отражает недостаточность усилий индивидуума к самореализации. Теоретически допустимо, что сколь ни была бы успешной жизнь, потенциально человек способен на большее. Противоречит же экзистенциальной концепции тот факт, что чувство вины при депрессиях вовсе не обязательно даже у явных неудачников. Говоря о чувстве вины, важно отметить неправомерность мнения, что его переживание следует дифференцировать в зависимос­ти от направленности: на себя или на окружающих. На самом деле это не разное идеаторное содержание одной и той же эмоции, а разные эмо­ции. В первом случае это сожаление о промахах, содержащее раскаяние и обречённость (на наказание). Во втором — недовольство, содержащее досаду, возмущение; обычно при этом недовольны и обстоятельствами, испытывается общий дискомфорт.

Даже при аутохтонных (эндогенных) депрессиях больные склонны связывать свою печаль с неблагоприятной ситуацией, а врачи обычно считают её непосредственным выражением болезненного состояния. И то и другое неверно. В таких случаях печаль (грусть, тоска) — эмоциональная реакция сожаления о потере способности испытывать радость, но осознаётся она далеко не всеми, поскольку, действительно, никто не привык связывать наличие одного чувства с отсутствиемдругого. Обычно пациенты признают и ангедонию, и грусть как нечто невыразимое, и мысли о безысходности, бесперспективности, а также заниженную самооценку. Однако на вопрос, почему они грустят, боль­шинство отвечает, что от «безвыходности» ситуации, т. е. отчаяния, или что это им непонятно. Люди вообще склонны связывать происхожде­ние своих чувств с некими мыслями, представлениями или желаниями или напрямую с ситуацией, но не с другими чувствами. Эта склонность ссылаться на мысли или потребности и мечты, а не на чувства объяс­няется тем, что первые нагляднее последних: их легче осознать и вос­произвести, о них проще рассказать, создаётся видимость причиннос­ти, закономерности, понятности и адекватности своего реагирования. Постоянный поиск конкретной причины сниженного настроения, че­го-то недостающего для счастья может приводить к всё новым и новым объяснениям своей неудовлетворённости. Эти объяснения могут отли­чаться большей или меньшей некритичностью. Например, 11 -летний школьник считает, что его тоскливость, тревожность, а заодно и трихотилломания обойдутся, если родители позволят ему завести собаку. Со слов же матери, в доме есть и собака, и две кошки, но после приоб­ретения каждого животного сын обнаруживает заинтересованность им не более чем на несколько дней. Ему всё время хочется новых живот­ных, совсем недавно мечтал завести змею, но потом охладел и к этой идее.

Тоскливость или тягостность состояния особенно характерна для утренних часов. Можно предположить, что такая суточная ритмичность отражает наиболее характерную динамику реактивных образований, которые особенно интенсивны вначале, непосредственно после конф­ронтации с обусловливающим их фактором, а потом угасают. Больной испытывает ангедонию уже при пробуждении, и начальная реакция печали наиболее интенсивна, угасая днём и вечером. В таком случае инвертированный суточный ритм следовало бы рассматривать как за­держанную, отставленную реакцию на ангедонию.

Переживание утраты является центральным и для психологичес­ких (непатологических) реакций, таких как ностальгическая реакция и реакция горя. При утрате родного окружения или близкого человека и радости от взаимодействия с ними настоящее и будущее пережива­ются как неполноценные. Сожаления об утрате усиливаются воспоми­наниями о прошлом, невозможностью хоть какого-то повторения его лучших моментов. В случаях достаточной интенсивности печального сожаления на какое-то время пропадает или снижается способность радоваться вообще — это вторичная ангедония (поэтому ангедонию нельзя считать признаком только эндогенных состояний). Она необя­зательна и вторична по отношению к аффекту сожаления. В идеатор­ной сфере воспроизводятся мысли об утрате, её обстоятельствах, вари­антах последующей жизни. При этом многие люди склонны связывать вторично развившуюся ангедонию не с чувством сожаления о потере, не с грустью как таковой, а с теми мыслями и воспоминаниями, кото­рые их занимают, т. е. с раздумьями о случившемся и о предстоящем, с фактом потери близкого человека. Хотя ангедония обходится вместе с угасанием эмоциональной реакции печали или даже раньше, а факт утраты и память о ней сохраняются, переосмысления случившегося не происходит, и причина ангедонии ошибочно видится именно в нём, а не в вызванном им сожалении об утрате.

При реакциях горя испытывается двойная утрата: человек сожалеет о собственной потере и сочувствует умершему, который вовсе лишился радости жизни. Сопереживание тем отчётливее, чем полнее восприни­мается собственная радость бытия, которая сразу после утраты мини­мальна. Поэтому иногда можно вычленить этапы эмоциональной реак­ции горя: сначала более отчётливо выступает сожаление о собственной потере, а потом, когда радость бытия начинает возвращаться, становит­ся особенно жалко умершего.

При патологических (в отличие от психологических) реактивных состояниях ангедония обязательна. Она также вторична, что отличает нормальные (психологические) и патологические реакции от эндоген­ных состояний, при которых безрадостность — первичный феномен. В отличие от нормальных реакций, патологические характеризуются более высокой интенсивностью чувств, несоразмерных потере, или слишком длительным их сохранением (критерии К. Шнайдера). (Под­робнее см. рубрику «Психопатологический диатез: реактивные и фазные состояния».) Попытки упразднить этот шнайдеровский критерий на ос­новании данных о сходстве биологических показателей при соразмер­ных и несоразмерных поводу состояниях сниженного аффекта нельзя признать доказательными, поскольку эмоциональное напряжение всег­да сказывается на метаболизме. Если принять за критерий депрессии «биологический вред» от плохого настроения, то специфика неадекват­ности, патологичности реагирования будет утрачена. Для сравнения: кровотечение при порезе свидетельствует о гемофилии, только если оно неадекватно продолжительно. Физические и психические травмы могут требовать медицинской помощи, но это особый вид медицинс­ких и социальных проблем, который нельзя отождествлять с болезня­ми и диатезами, хотя в качестве последствий или осложнений травм вполне могут иметь место болезни или проявления конституциональ­ной предрасположенности к патологии (см. также раздел «Психическая патология и норма»).