Часто врачи ограничиваются оценкой критического отношения больных к наличию у них психического расстройства. Разумеется, такой подход не всегда позволяет выявить дефекты критики, точно так же, как только одно тестовое задание менее надёжно устанавливает интеллектуальное снижение, чем набор тестов. При функциональной патологии избирательность нарушений как раз и характерна и не толь­ко в когнитивной сфере, но и в эмоциональной: в каких-то отношени­ях чувства притуплены («дерево», по Кречмеру), в других — обострены («стекло»).

Более того, к нарушению критики необоснованно относят и так на­зываемую формальную критику, которая свидетельствует лишь об эмо­циональной сглаженности (относительно равнодушная констатация у себя психического расстройства без адекватного сожаления об этом). Такое понимание формальной критики дублирует диагностику эмоци­ональной дефицитарности. (А вот другой вариант понятия формальной критики, подразумевающий неискреннее признание психического на­рушения, действительно устанавливает истинную некритичность.)

Достаточно значимо традиционное использование понятия «час­тичная критика» (за исключением категории формальной критики). По аналогии с простыми и сложными заданиями по проверке интел­лекта здесь определяются более или менее грубые нарушения критики. Понятно, что если не восстанавливается критика даже к фантастичес­кому бреду, то речь идёт об относительно грубом когнитивном дефекте. Недифференцированное ощущение болезненности состояния, отража­ющее его остроту, наличие тревоги, страха, недостаточно для оцен­ки сохранности критических способностей. В таких случаях больные обычно готовы признать «нервное» расстройство, но не психическое. За этим стоит актуальная или ретроспективная оценка лишь чувства напряжения. То же самое относится и к таким сопутствующим призна­кам, как усталость, бессонница, вегетативные проявления.

Разумеется, при оценке глубины нарушения критических способ­ностей следует учитывать содержательную сферу, в которой выносится суждение. В некоторых областях ошибки более вероятны или, наобо­рот, менее ожидаемы. В последнем случае они свидетельствуют о боль­шей степени некритичности. Здесь целесообразно иметь в виду целый ряд противопоставлений. Так, адекватная оценка себя априорно даётся труднее, чем критическое отношение к окружающим, поскольку ин­дивидуум располагает широким набором субъективных «оправданий» своих ошибок (по пословице «В чужом глазу»). Хотя к близким часто бывают более требовательны, чем к посторонним, им делается и боль­ше скидок: от них ожидают большего понимания и участия по отно­шению к себе самому, но их просчёты и неадекватности (в том чис­ле болезненно обусловленные) легче находят какие-то «объяснения». Всегда сложнее трезво предвидеть будущее, чем анализировать уже случившееся. Соответственно, отрицание пациентом болезненного ха­рактера уже перенесенного состояния свидетельствует о более глубокой некритичности, чем отрицание возможности его рецидива. Суждения об индивидуально значимых, повседневных событиях мобилизуют кри­тические способности в большей степени, чем оценка того, что напря­мую не касается индивидуума. (В последнем случае поверхностность анализа создаёт предпосылки для манипулирования общественным мнением: достаточно показать как один из конкурирующих полити­ков ходит в церковь, чтобы многие подумали, будто его соперник — неверующий.) Вероятность ошибок при использовании комплексных, сложных понятий при оценке запутанных ситуаций существенно вы­ше, чем при оперировании простыми, однозначными понятиями, ре­шении стандартных заданий. В познании человечеством мира сущес­твует немало спорных проблем, когда убедительность альтернативных позиций (во всяком случае для неспециалиста) недостаточна (религиоз­ные верования, представления о торсионных полях, НЛО и пр.). Здесь возможна эмоционально мотивированная некритичность, а о когни­тивной судить зачастую некорректно.

Разграничить аффективную и когнитивную некритичность не всег­да просто. Кроме того, нередко они составляют единый комплекс. Так, в неадекватных увлечениях психически больных лиц всегда следует ус­матривать эмоциональную составляющую, которая хотя бы частично объясняет эту неадекватность, но чем нелепее, чуднее увлечённость, тем более явно выступает составляющая её когнитивная некритичность.

Принципиально важно дифференцировать отличающиеся некритичностью сверхценные образования и бред, компонентом которого она всегда является. Общего снижения когнитивной критики для воз­никновения бреда недостаточно, поскольку оно встречается при фун­кциональной патологии почти обязательно, тогда как бред — на по­рядок реже. В то же время нельзя сводить дело к грубому нарушению продуктивности мышления, так как при развитии слабоумия бред на­блюдается не столь уж и часто. Некритичность при бреде имеет свою специфику, которая, впрочем, не исключает оговоренных выше общих признаков расстройства когнитивной критики, а, наоборот, наглядно проявляет их. Необходима особая некритичность, а именно, в отноше­нии собственной интуиции. Её следует рассматривать как достаточно грубую, поскольку здоровые люди чётко разграничивают интуитивную догадку как некую вероятность, с одной стороны, и реальность, с дру­гой. При прицельном расспросе бредовые больные признают, что их убеждение строится на догадке, и формально понимают значение до­гадок, но неосознанно пренебрегают противоречием: при прицельном расспросе прямо отвечают, что не задумывались о нём (см. рубрику «Бред»). Термин «расщепление» более всего подходит для определения бредовой некритичности: бредовой вымысел сосуществует с адекват­ным осознанием реальности. Больной может попеременно или одновре­менно и в разной степени обращаться и к содержанию бредовых идей, и к адекватной оценке их. В зависимости от этого врачи устанавливают некритичность, восстановление критики или «двойную бухгалтерию».