Ослаблению восприятия может способствовать и патология органов чувств. В результате возрастает вероятность галлюцинирования в соот­ветствующей модальности: более столетия назад замечено, что у оглох­ших очень часты слуховые галлюцинации, а у ослепших — зрительные (так называемые викарные, т.е. заместительные галлюцинации).

Объём восприятия существенно зависит от внимания, активно на­правляемого на воспринимаемый объект (апперцепции). В ряде случа­ев условием возникновения галлюцинаций служит именно состояние расслабленности, тогда как сосредоточение внимания прерывает их. Например, у одного пациента отмечалась тенденция, особенно в плохо освещённой комнате, к возникновению зрительных галлюцинаций при случайном взгляде на зеркало, но их никогда не было во время бритья перед ним. Псевдогаллюцинации, как отметил В.Х. Кандинский, име­ют тенденцию исчезать при произвольной активизации воображения («вмешательство сознательной воли портит всё дело»). В последнем случае восприятие сосредоточено на мысленном пространстве.

Представлению о негативном компоненте обманов восприятия формально противоречит существование функциональных галлюцина­ций, хотя они и сравнительно редки. Однако анализ таких наблюде­ний заставляет констатировать сосуществование реального шумового раздражителя не с истинными, а с псевдогаллюцинациями. Таким об­разом, реальный источник звука воспринимается в объективном про­странстве, а слуховая галлюцинация — в субъективном и даже не всегда проецируется вовне. Кроме того, следует иметь в виду характерное для таких случаев однообразие реального шума, которое не столько привле­кает внимание, сколько убаюкивает его.

Позитивный компонент обманов восприятия заключается в приоб­ретении продуктом психической деятельности (представлением, воображаемым образом, идеей, эмоцией) не свойственных для него характерис­тик физического ощущения (что и имитирует реальное восприятие). При истинных галлюцинациях воображаемый образ дополняется наиболее полной имитацией участия в процессе восприятия органов чувств или периферической нервной системы. В результате ложный образ приоб­ретает наиболее развёрнутый набор признаков реального восприятия. При психическом автоматизме имитация физических ощущений ми­нимальна: испытывается только влияние чужеродной силы, которое в норме свойственно лишь телесной сфере (при реальном воздействии со стороны). Даже если это чужеродное влияние больные считают гипнотическим или телепатическим, оно имеет для них характер фи­зической силы, преодолевающей их волю, принуждающей их иметь посторонние мысли, чувства или навязывающей чуждые им ощущения.

Псевдогаллюцинации принципиально отличаются от представле­ний ощущением предметности, которое неадекватно для субъектив­ной сферы. Оба типа феноменов могут возникать непроизвольно, хо­тя псевдогаллюцинации непроизвольны всегда, даже при выполнении подходящих для них условий (состояние расслабленности).

При галлюцинаторных обманах воображаемые образы нередко со­провождаются такими ощущениями, которые в норме относятся к иной сфере восприятия. Так, если звучащие внутри головы голоса (отно­симые к аутопсихике) имеют тембр, который в норме присущ только реально слышимой речи (относимой к аллопсихике), то относящийся также к аутопсихике ассоциативный психический автоматизм («чужие» мысли) характеризуется чувством воздействия (подчинённости), кото­рое в норме свойственно лишь соматопсихической сфере. Для психо­патолога важно, что человек способен определять не только движение своего тела или отдельных его членов, но и чувственно различать про­извольное или даже не произвольное, но спонтанное движение от вы­нужденного, подчинённого внешнему влиянию, в частности выполня­емого под непосредственным физическим воздействием посторонней силы. Восприятие постороннего воздействия не ограничивается ося­зательностью и включает более глубокое мышечное чувство давления и подчинённого движения вопреки сопротивлению или пассивному сохранению позы. Это ощущение воздействия может обнаруживаться при психическом автоматизме как непосредственное чувство внешнего влияния или сделанности. Разумеется, ощущение воздействия может сопровождать и переживание псевдогаллюцинаторного образа.

При психическом автоматизме и (или) псевдогаллюцинациях важ­ной характеристикой состояния является ощущение открытости мыс­лей. Симптом открытости может иметь разную психопатологическую сущность. При обманах восприятия речь не идёт о разновидности магического мышления, когда, особенно на фоне повышенного аффекта, больным представляется, что телепатия не только принципиально воз­можна, но и удаётся практически, поскольку они сами и окружающие могут догадываться о содержании мыслей других людей благодаря лёг­кости и проницательности своего ума. Речь не идёт также о бреде, когда больные узнают об открытости своих мыслей для окружающих по их особой «понимающей» мимике с ухмылками и подмигиваниями или по многозначительным намёкам на содержание своих мыслей. Такие симптомы открытости обычно предшествуют формированию острого синдрома Кандинского-Клерамбо. Если истинные вербальные галлю­цинации проецируются во внешнее пространство, то больные могут до­гадываться об известности своих мыслей голосам только на основании содержания этих голосов, поскольку субъективное психическое про­странство и внешнее объективное строго разделены по чувственному переживанию. Здесь осознание открытости происходит интеллектуаль­ным путём как неизбежная интерпретация закономерно сохраняющей­ся содержательной взаимосвязи (в частности диалога) между собствен­ным мышлением и «чужой речыр». Голоса могут, например, коммен­тировать не только поведение пациента, но и его намерения. Он ещё только собирается что-то сделать, а ему это уже запрещают. В этих слу­чаях «открытость» — не ощущение, а умозаключение. Иногда больные признают такие совпадения как удивительные, но недостаточно частые для констатации телепатического прочтения своих мыслей.

Иначе обстоит дело при пседогаллюцинаторных феноменах и яв­лениях психического автоматизма, которые «разворачиваются» в субъ­ективном психическом пространстве. Здесь нет барьера между свои­ми мыслями и псевдогаллюцинаторными образами, поскольку и те и другие находятся в рамках общего для них субъективного (в данном случае аутопсихического) поля восприятия. Принадлежность к одному и тому же субъективному пространству и порождает непосредственное ощущение открытости своих психических переживаний для тех фено­менов, которые переживаются как чужие. Таким же образом и в поле реальности (т. е. субъективного аллопсихического пространства) паци­ент как физическое явление не может скрыться от истинных галлю­цинаторных образов, будь то голоса или видения людей, хотя иногда и предпринимаются попытки заткнуть уши или спрятаться. Аналогич­ные попытки, но уже в рамках умственного пространства, иногда про­изводятся и при псевдогаллюцинациях, например больные стараются вовсе не обдумывать те или иные темы, чтобы не выдать себя. Однако и при псевдогаллюцинациях непосредственное ощущение открытости лишь характерно, но не обязательно, и речь может идти об умозаклю­чении на основании содержания голосов.