Понятие «психопатии» (или «расстройства личности») может считаться вполне целесообразным как «социальный» или статистический диагноз, ориентирующий на вычленение ведущей симптоматики и подчеркива­ющий её социально дезадаптирующую значимость. С концептуальной точки зрения, оно охватывает лишь один из не встречающихся в изо­лированном виде симптомокомплексов хронических эмоциональных расстройств при психопатологическом диатезе. (Так называемые харак­терологические признаки в большинстве случаев представляют собой сочетание разных типов эмоциональной патологии, т. е. не один сим- птомокомплекс.) Если «психопатические» проявления занимают веду­щее место в клинической картине диатеза, правомерно говорить о его психопатической форме.

субдепрессивности. Эти симптомы, обычно представленные своими негативными компонентами, не всегда выражены настолько, чтобы определять характерологический склад. В других случаях они могут сказываться на онтогенезе, на социальной адаптации, на необычной интенсивности (как сниженной, так и повышенной) влечений и других психологических особенностей, на отдельных поведенческих реакциях, на темпе мышления и жизни. По реактивным, эндореактивным и чисто аутохтонным механизмам возникают обострения разной психопатоло­гической структуры, которые в разные возрастные периоды протекают с меньшей или большей тяжестью и возникают с разной частотой, что позволяет констатировать доманифестный и активный (после мани­фестного эпизода) этапы течения диатеза. Вслед за ними общая тяжесть обострений обычно ослабляется.

* * *

Рассматриваемый трёхкомпонентный вид патологии не укладывается в традиционные представления о психических болезнях. Поскольку в его основе лежит конституционально обусловленная повышенная готовность к временным расстройствам и её обязательная реализация, не ведущая к последующим необратимым изменениям в организме (определяемым по психическому функционированию), то по аналогии с принятым в соматической медицине понятием он получил название психопатологического диатеза. В отличие от диатеза, другие психичес­кие расстройства имеют следующие особенности. Часть расстройств не связана с несомненной врождённой готовностью к патологии (на­пример, последствия опухолей мозга или черепно-мозговых травм). Другие психические нарушения, связанные с наследственной или врождённой патологией, либо изначально имеют полностью развёрну­тую стойкую картину, которая не претерпевает качественных измене­ний (например, умственная отсталость), либо характеризуются нарас­тающими и мало обратимыми изменениями (например, шизофрения, хорея Гентингтона).

Несмотря на качественную тождественность личностных анома­лий при психопатологическом диатезе проявлениям шизофреничес­кого дефекта, нет достаточных оснований называть его шизофрени­ческим. Во-первых, по сравнению с широкой распространённостью диатеза в популяции вероятность развития на его фоне шизофрении достаточно низка (вряд ли более 3%). Во-вторых, нельзя с увереннос­тью утверждать, что шизофрения не может развиться у лиц, не имею­щих диатеза. В-третьих, следует иметь в виду различия между диате­зом и шизофренией в частоте психотической симптоматики (в первом случае она на порядок реже). Впрочем, принимая во внимание гораздо более высокую распространённость диатеза по сравнению с шизофре­нией и невозможность безусловного противопоставления этих двух по­нятий (обсуждается ниже), можно предполагать и обратное, а именно, что шизофрения является одним из вариантов психопатологического диатеза, который в таком случае становится тождественным функцио­нальной психической патологии.

Концепция психопатологического диатеза соответствует модели соматических диатезов (геморрагического, лимфатического, аллерги­ческого). Существуют разные подходы к выделению конкретных видов диатеза, но всегда речь идёт об особом состоянии организма, когда его функции длительно находятся в неустойчивом равновесии и он обла­дает такими унаследованными или рано приобретенными свойствами, которые предрасполагают к неадекватным ответам на обычные воз­действия, т. е. к развитию патологических реакций.