Особая глава психопатологии. Прежде чем дать определение псевдогаллюцина­ций и рассказать о них, приглашаю всех вместе поклониться памяти нашего вы­дающегося соотечественника — В.Х. Кандинского. Его монография «О псевдо­галлюцинациях» вышла в свет в 1890 г., уже после трагической гибели автора. Человечество чтит ученых, открывших и испытавших на себе вирусы оспы и бактерии чумы. В.Х. Кандинский свершил своей жизнью не меньший подвиг. Будучи душевнобольным, пусть даже и благоприятно текущей приступообраз­ной шизофренией, он нашел в себе силы не просто оставить человечеству неп­ревзойденные до сих пор клинические описания собственных переживаний, но и дать им патогенетическую оценку, провести сравнение описанных феноменов с известными к тому времени «психическими галлюцинациями» Дж. Байарже, нарушениями восприятия, описанными французским живописцем П. Гогеном.

В своей книге он дал описание всех феноменов, вошедших позднее в синдром Кандинского—Клерамбо, дал замечательное объяснение природе некорректи- руемости бреда метаморфоза, описал речедвигательные автоматизмы, получив­шие позднее название синдрома Сегла. Поклонимся ему, и пусть лучшим про­явлением памяти ему будет внимательное и тщательное изучение описанного им психопатологического феномена. Особо необходимо отметить, что почти все описанные В.Х. Кандинским примеры псевдогаллюцинаций являются однов­ременно идеальным воплощением в жизнь завета К. Ясперса шире пользоваться самоописаниями психически больных своих переживаний как наилучшего пос­тижения субъективных расстройств психической деятельности, которые очень трудно познавать взглядом, умом и сознанием другого человека. Только вдума­емся, коллеги. В этом случае совершенно не нужно предпринимать дополни­тельных усилий психопатологу, не нужно эмпатии, транспонирования (перене­сения), «вчувствования» в переживания больного, не нужно осуществлять фе­номенологическую редукцию. Истина постигается сознанием психопатолога непосредственно, изнутри больной души. Это тот редкий случай, когда «вещь сама по себе» дается сознанию психопатолога, когда самонаблюдаемый психо­патологом феномен является непосредственным явлением самой сущности. При этом, если придерживаться К. Ясперса, содержание псевдогаллюцина­ций, рассказанное больным, как и содержание бредовых идей, описываемых больными, можно в какой-то степени отнести к объективным проявлениям психически больной души, содержание этих переживаний можно изучать по рассказам больных. А вот то, как больной воспринимает, как чувствует, как пе­реживает эти феномены, можно изучить только через вчувствование, транс­понирование или эмпатию, либо путем прямого самонаблюдения за феноме­нами психически больной души, сознанием самого психически больного, в данном случае одновременно являющегося как бы по совместительству и врачом-психопатологом.

Итак, под псевдогаллюцинациями В.Х. Кандинский понимал «весьма живые и чувственные до крайности определенные субъективные восприятия, характеризу­ющиеся всеми чертами, свойственными галлюцинациям, за исключением существен­ного для последних характера объективной действительности; только в силу отсутствия этого характера они не суть галлюцинации...они отличаются от обык­новенных, воспроизведенных чувственных представлений некоторыми весьма харак­терными чертами (как то: рецептивное отношение к ним сознания; их независи­мость от воли, их навязчивость; высокая чувственная определенность и закончен­ность псевдогаллюцинаторных образов; неизменный и непрерывный характер чувственного образа при этого рода субъективных явлениях» [31].