Осваивая материал этой главы, мы встретимся с множеством терминов и по­нятий, осознание сути которых происходит постепенно, подчас всю жизнь. Итак, познание окружающего мира и самого себя начинается с ощущения и восприя­тия. Напомним, что в ощущении нам даются отдельные элементарные проявле­ния предметов и явлений окружающего мира. Восприятие — это уже целостный процесс, в котором предметы и явления даются не отдельными кусочками, а объ­емными, целостными феноменами. Затем, при осознании мира, мы вступаем на «тропу» мышления, которое начинается с представлений. Представление — это как бы мостик от воспоминаний различных феноменов восприятия к непосредст­венно мышлению и оперированию понятиями. Мыслить — это оперировать понятиями. Но что такое понятие? Лучшие умы человечества бились два с поло­виной тысячелетия над этим вопросом. И. Кант был одним из первых, который попытался разгадать суть процесса образования понятий. Эмпирики, т.е. те фи­лософы, которые отдавали приоритет в познании опыту, настаивали на индук­ции, опытном образовании каких-либо всеобщих признаков и принципов. Но как при помощи индукции или абстрагирования общих признаков многих пред­метов и явлений объяснить изобретение и создание чего-то нового, никогда ра­нее не существовавшего? Изучая и абстрагируя общие признаки движущихся жи­вых тел, конструктор выходит на изобретение колеса или передвигающихся «лап» шагающего экскаватора. Изучая опыт существования, развития и исчезновения многих этносов и народов, Лев Гумилев выходит на создание совершенно новых понятий и новой теории — пассионарности. Как возникают в его голове, в умах сотен иных безвестных гениев человечества новые понятия? Вся философия до Канта рассматривала ум человека как некое пассивное вместилище, сундук, где копятся идеи и куда они поступают либо опытным путем, либо от бога, сверхъес­тественным образом. Кант решительно порывает с традицией и обнаруживает в человеческом интеллекте заранее возведенную конструкцию — категории, но при этом они — еще не само научное знание, а только его возможность. Такую возможность дают и опытные данные. Они, как кубики или кирпичики, которые рассудок укладывает на полочки конструкции категорий. Что необходимо, чтобы из строительного материала построить дом? Нужен строитель, и Кант находит ему имя — называя строителя продуктивным воображением. Кант утверждает, что рассудок, используя продуктивное воображение, сам спонтанно, стихийно созда­ет понятия.

Итак, понятие — это мысль человека, которая обобщает объекты некоторого множества и выделяет это множество по какому-то отличительному для него признаку. Мы, обнаружив в своем кабинете стол, стулья, книжный шкаф, диван и кресло, размышляем о том, что все эти предметы составляют нечто единое, и общим признаком всех этих предметов является их предназначение — служить человеку в условиях домашнего или служебного помещения в качестве предметов обихода, облегчающих домашнее или служебное существование. И мы называем их всех одним понятием, одним словом — мебель. Слушая анекдоты про чукчей, просматривая фильмы про северо-восточную часть нашей страны, в которых по­казывается быт представителей этой народности, морские животные, обитающие в прибрежных водах Чукотки, хилые растения побережья Охотского моря, мы можем одним словом, одним понятием обозначить и людей, живущих там, и жи­вотных, и растения — аборигенами, т.е. коренными обитателями (люди, живот­ные, растения) данной местности, данного кусочка Земли. Мышление происхо­дит с помощью особых операций — анализа, синтеза, абстрагирования, сравнения и т.д. Рассмотрим наиболее важные.

Анализ — разложение объекта на отдельные признаки и свойства. Изучая че­ловека в курсе анатомии, мы производим расчленение и разложение этого объек­та изучения на множество отдельных признаков. Мы изучаем отдельно его внут­ренние органы, нервную систему, скелет, мышцы и т.д. Соответственно основ­ным разделам этого анализа студенты сдают зачеты по анатомии человека. Зачем мы это делаем? Для того, чтобы процесс изучения стал возможным. Нельзя пос­тигать все сразу и во всем многообразии или, как писал К. Ясперс, в качестве «объемлющего». Мы берем в руки височную кость человека и только внутри нее находим десятки каналов, отверстий, бугорков и щелей. Таким образом, в тече­ние полутора лет мы анализируем объект изучения — человека, сквозь призму поэ­тапного детального расчленения. Обратный процесс именуется синтезом — сое­динение всех общих признаков в единый признак, который выделяет изучаемое множество из всех остальных. Изучая отдельные клетки мозга, их отростки - ак­соны и дендриты, нервное волокно, проводящие пути, ядра, скопления нервных клеток в подкорковых образованьях мозга, мы выделяем общий признак для всех этих объектов — способность воспринимать, хранить и передавать особое элект­рическое возбуждение (нервное возбуждение), что и объединяет эти объекты в единое множество, отличное от всех остальных объектов — нервную систему.

Сравнение — это сопоставление отдельных слагаемых какого-либо множества и выделение общих и различных признаков в сравниваемых, сопоставляемых предметах, объектах. Мы предлагаем ребенку сравнить солнце и луну, общий признак которых - принадлежность к небесным телам. Но отличием является то, что солнце — светило греющее, а луна — только светящееся небесное тело.

Абстрагирование — отвлечение признаков от предмета изучения и превраще­ние их в объект самостоятельного изучения. Все стоящие в моем кабинете пред­меты, являющиеся мебелью, сделаны из одного и того же материала. Когда мы выделим только этот признак — материал, из которого созданы стулья, столы, шкафы, и начнем его изучать отдельно, а затем скажем, что материалом является дерево - это и будет абстрагирование.

Все сидящие в моем кабинете врачи-женщины отличаются друг от друга: одеж­дой, возрастом, привлекательностью, степенью кокетства и т.д. Но, если мы выде­лим из бесконечных признаков этих объектов один, на наш взгляд, самый важный и изучим его, то мы сможем, абстрагируясь от множества различий, утверждать, что все изучаемые объекты имеют один общий для них признак — определенный уро­вень эстрогенов в организме и сочетание ХХ-хромосом в клетках организма, что де­лает их женщинами.