Еще два понятия из психологии мышления. Суждение - это мысль, в которой утверждается или отрицается связь между объектами и признаками. Сидящие пе­редо мной молодые люди — это врачи-психиатры. Это есть суждение, в котором ус­танавливается связь между присутствующими в кабинете людьми и их професси­ональной принадлежностью. Сегодня — первое мая, но на дворе — не по-весеннему холодный день. Это - также суждение, устанавливающее связь между датой и осо­бенностями климата в этот конкретный день.

Умозаключение - это такая последовательность суждений, в которой последнее суждение выводится из предыдущих. Сегодня - первое мая. Не по-весеннему холод­ный день. Значит, ребенка на прогулку необходимо одеть особенно тщательно и тепло. Последняя фраза и есть умозаключение из двух предыдущих суждений. А вот при­мер особого рода умозаключения: молодая особа, встав утром с постели, подошла обнаженной к окну погреться в лучах утреннего солнца. В этот момент с уличной ска­мейки на окно третьего этажа устремил взгляд высокий, спортивного вида парень. Значит, решил Сергей (муж молодой особы), у моей жены есть любовник, он — спортс­мен и хорош собою. По форме это — обычное умозаключение, ибо оно есть сужде­ние, вытекающее формально из двух предыдущих суждений. Но истинность его со­держания — это и есть тема особого разговора, который мы поведем несколько поз­же, при изучении образования сверхценных и бредовых идей. Последнее, что нужно нам понять, — что такое ассоциации и ассоциативный процесс.

Ассоциация — связь между отдельными психическими явлениями, при кото­рой актуализация (возникновение восприятия, представления, суждения, умо­заключения и т.д.) одного из них влечет за собой появление другого. Из этого оп­ределения следует, что ассоциация может быть активной и пассивной. Если я сижу и целенаправленно решаю какую-либо задачу, я сам выстраиваю цепочку связей между постановкой задачи, определением пути решения и поиском отве­тов. Но ассоциация может быть случайной, пассивной. Я лежу на постели, в па­мяти всплывают воспоминания далекого детства, юности, представления и обра­зы случайных встреч, путешествий, памятных событий. Одно сменяет другое. Одно представление порождает, казалось бы, далеко от него отстоящее воспоми­нание. Смена этих психических актов, установление связей между ними и есть ассоциативный процесс. «И тут ко мне идет незримый рой гостей...» Нам обяза­тельно нужно помнить еще об одном феномене, связанном с ассоциативным про­цессом и в более общей форме, сознанием человека, - интенционалыюсти. Поня­тие, которое впервые ввел в философию и психологию Бретано и которым широ­ко пользовался Гуссерль. Все наши акты сознания, все наши ассоциации являются направленными на что-то. Вне этой направленности не может быть психических актов сознания. В сознании происходит бесконечный процесс сме­ны ассоциаций, но каждая из них направлена на что-то. Это есть зримое вопло­щение связи нашего «Я» с миром, наше «Я» всегда взаимодействует с объектами внешнего или внутреннего мира, направлено на них. Происходят очень большие и сложные нарушения, если эта направленность стирается или видоизменяется.

Вот, пожалуй, в качестве вступления и все. Ну, а теперь о нарушениях мыш­ления. И начнем мы наш разговор с нарушений ассоциативного процесса (такова традиция психопатологии).

Нарушение течения ассоциативного процесса. Такое нарушение темпа ассоциа­тивного процесса, как ускорение мышления, встречается при болезненно повы­шенном настроении. Повышенное настроение приводит к ускорению установле­ния связей, т.е. ассоциаций, что внешне проявляется в искрометном мышлении, быстром и ярком соображении, и это на фоне начинающейся гипомании произ­водит впечатление опытного поведения игрока КВН. Пациент сыплет шутками, прибаутками, стихами, афоризмами. Резко ускоренное мышление приводит к маниакальной бессвязности мышления, что уже есть предмет качественного нарушения ассоциативного процесса.

Замедление мышления. Чаще всего встречается при пониженном настроении. Мы ведь знаем, что холодная температура зимой приводит к необходимости дли­тельного разогрева мотора, использования специального синтетического неза­мерзающего масла. Плохое настроение, подавленность, разочарование и тоска приводят к заметному замедлению течения ассоциаций, что проявляется в замед­ленной речи, более трудном, долгом обдумывании простых вопросов. Мы встре­чаемся с этим и в клинике, и в обыденной жизни. Кто хоть раз испытал истинное горе, помнит, как медленно ворочались мысли в голове и как вообще не хотелось о чем-либо думать.

Нарушение подвижности (гибкости) мышления. Обстоятельность мышления. Она может проявляться в трех степенях выраженности. Начальная степень обстоятельности — детализация. Пациенты, рассказывая о каких-либо событиях, постоянно вовлекают в рассказ второстепенные подробности.

Ветеран войны приглашен к детям поведать им о форсировании Днепра, одной из слав­ных страниц войны. Он начинает рассказывать, увлекается, переходит на описание средств переправы, понтонных мостов, инженерных войск. Сопровождающая его сотруд­ница райвоенкомата время от времени старается возвращать ветерана к основной теме беседы, ей это удается, но рассказ затягивается, и дети начинают скучать.