Шперрунг — остановка, закупорка мышления. Внезапный обрыв ассоциативного процесса, непредвиденная остановка в мыслительном пути, жуткое ощущение кратковременной пустоты в голове. Человек замолкает на несколько секунд. Такое бывает при абсансе, и эти два нарушения часто путают. При абсансе ребенок у дос­ки замирает на пару секунд. Время достаточное, чтобы на это обратили внимание, а затем продолжает прерванное действие или мысль именно с того места, где это действие или мысль оборвалась. Субъективно для ребенка такое кратковременное исчезновение сознания остается незамеченным, амнезируется. Больной со шпер- рунгом осознает остановку мышления, сам фиксирует внимание на этом, пытается объяснить это явление чем-либо: многомыслием, наплывом мыслей — ментизмом, изъятием мысли посторонней силой, внезапной пустотой в голове и т.д. После шперрунга мысль пациента может пойти по совершенно иному пути:

Я еду в автомобиле, внезапно меня останавливает постовой милиционер своим поло­сатым жезлом. Но после остановки он предписывает мне ехать не по нужной мне улице, а направляет мою машину по объездному пути или на совершенно неизвестную мне дорогу, так как по нашей улице мчится кортеж правительственных лимузинов.

Мышление и речь, при которых теряется связь между отдельными понятия­ми, суждениями, умозаключениями, когда соскальзывания возникают часто, иногда после каждой фразы, называются разорванными. Это - очень частое на­рушение мышления и речи, оно может появляться как следствие чередования соскальзывания и шперрунга, следующих друг за другом, может возникать и само по себе, при далеко зашедшем эндогенном процессе, когда вследствие эмоцио­нального опустошения теряется вообще всякая цель мыслительного процесса, путеводная нить ускользает, разум оказывается в ситуации терпящего бедствие корабля — без руля и без ветрил. Разорванность имеет две стадии развития. Сна­чала теряется логическая связь между суждениями и умозаключениями, но сохра­няется грамматическая стройность речи. В предложениях, которыми говорит больной, имеется подлежащее, сказуемое, прилагательные, связующие эти части речи частицы и предлоги, но теряется конечный смысл речи.

Разорванность второй стадии развития — это мышление и речь, где нарушается уже и грамматический строй речи, мышление и речь становятся бессвязными. Иногда такую речь называют шизофазией, иногда атактической бессвязностью. Разговор о ней пойдет, когда мы начнем дифференцировать три вида бессвязности.

Резонерство - мышление и речь, при которых пациент на протяжении всей беседы, разговора, общения или произнесения монолога занят исключительно рассуждательством на так называемые «общие темы», обсуждая посторонние, не­существенные для данной ситуации, данного места проблемы.

Собирается врачебный коллектив, чтобы обсудить психическое состояние сложного пациента, а один из врачей пускается в рассуждение на тему новых праздников России и их влияния на благосостояние бюджетников. Порассуждав изрядно на данную тему, он переключается на проблему отцов и детей, яйца и курицы, Адама и Евы и т.д...

Учитель средней школы на педсовете, обсуждавшем успеваемость учеников школы во второй четверти, пускается в пространные разглагольствования о реформе образования, педагогическом труде вообще, преимуществе системы Сухомлинского или Шаталова.

Так выглядит резонерство в обычной, непсихиатрической среде. По сути так же резонерство проявляется и у больных, только темы рассуждений более отвле­чены от реальности, рассуждательство является более пустым и беспредметным.

Крайне сложным и важным психическим расстройством является символи­ческое мышление. Давайте, во-первых, разберемся с понятием символа. Итак, символ — это вещественный или условный знак, обозначающий какое-либо по­нятие, образ, воплощающий какую-либо идею. Когда мы говорим о символизме, символическом мышлении, мы понимаем под этим в обыденном житейском смысле употребление в мышлении и речи иносказательных понятий, слов, опре­делений. Символизм во многом наполняет поэзию ее истинным глубоко духов­ным и прекрасным смыслом и содержанием. Сами по себе поэзия, музыка, живопись состоят из сплошного потока иносказаний. Поэт мог сказать: «Я уви­дел красивую женщину». Это информация, но не поэзия. Поэт сказал: «...Как ми­молетное видение, как гений чистой красоты». И это есть поэзия, искусство.

Наш пациент написал о себе:«Улыбка маньяка, желудок, как у яка. Глаза цвета гея, чтоб было виднее. Тело мазохиста, душа пацифиста. Сердце с морозилки, вместо крови - льдинки...»,

т.е. он иносказательно, поэтическими символами описал свое состояние. Слова­ми и понятиями мы говорим одно, а подразумеваем нечто иное. Как у Маяковс­кого: «Мы говорим Ленин, подразумеваем партия; мы говорим партия, подразу­меваем Ленин». Символизм далеко не обязательно есть патологическое явление.

Открываем лежащий на столе толковый словарь молодежного сленга. Слова, приводи­мые в нем, в массе своей — символизмы, иносказательное использование, зачастую, очень привычных слов. «Ванька-Встанька» — отнюдь не известная детская игрушка; для некото­рой части молодежи это понятие означает «легко возбуждающийся мужской половой ор­ган». Врубель — фамилия гениального художника. В этом словаре это понятие, это слово обозначает «понятливый сообразительный человек». Слово «замочить» раньше имело впол­не определенное значение, чаще всего связанное с процедурой подготовки к стирке белья. Сейчас слово «замочить» чаще понимается как убийство. В детстве, в той далекой социа­листической жизни, слово «зелень» обозначало большую группу овощей, выращенных на до­машней и садовой грядке. Сейчас чаще употребляется как синоним, как символ, обозначаю­щий валюту. Слово «черновичок» возвращало нашу память в школьное прошлое, когда учи­теля и родители заставляли нас сначала все домашние задания и контрольные работы выполнять на черновике, потом переписывать начисто. Сейчас черновичок означает пре­небрежительное именование лица кавказкой национальности.