Очень своеобразный бред, примыкающий к бреду величия, бред реформатор­ства, содержанием которого являются утверждения в создании новых общечело­веческих теорий, подготовке и проведении реформ, революционных преобразо­ваний, потрясений основ общества и государства. Очень милый пациент.

Миша С., о котором я упоминал в книге воспоминаний [5], создавал несколько лет теорию победы социализма над капитализмом.

Это было в начале восьмидесятых годов. В двух толстых тетрадках он вынашивал и обосновывал идею «гипервооружения СССР с целью доведения с помощью гонки вооруже­ния до состояния нищеты и банкротства Соединенные Штаты Америки». Все было ниче­го, если бы одновременно с этой тихонькой реформаторской идеей он не вздумал написать в ЦК КПСС письмо с угрозой жизни Д. Устинову и Ю. Андропову как врагам социализма. Несколько раз он лечился в стационаре, а потом как-то тихо, так же как и создавалась в его болезненном уме, идея исторической победы социализма угасла, одновременно, кста­ти, с угасанием социализма в самой жизни. Другой наш пациент, о чем я также уже рас­сказывал, написал письмо в ЦК КПСС в 1985 г. с предложением на нескольких десятках страниц невиданного доселе способа создания мясного изобилия в нашем отдельно взятом городе методом выращивания баранов на городских газонах.

Как правило, такой вид бреда довольно успешно и быстро опознается как психическое расстройство не только психиатрами, но и иными здравомыслящи­ми людьми в силу его очевидной абсурдности.

И еще об одном пациенте хотелось бы поведать, так как очень любопытной была беседа с ним спустя 13 лет после первого предъявления психиатрам своего реформаторского бреда.

Средних лет мужчина, работая на заводе простым рабочим, выступил на партийном собрании цеха с речью, в которой утверждал, что необходимо срочно уничтожить ком­мунистическую партию, которая довела страну до ручки и превратилась в полуфашистс­кую организацию. Эту крамолу, свойственную В. Новодворской, пациент заявил в 1986 г., задолго до краха коммунизма. Ну, его прямо с собрания доставили к нам на скорой помо­щи. При беседе выявился масштабный реформаторский бред, касающийся не столько пар­тии коммунистов-полуфашистов, сколько его личной роли в грядущем переустройстве страны и всего мира, который без коммунистов станет поистине гуманным.

То, что это был не диссидент, а обычный психически больной с параноидно- парафренным этапом шизофрении, сомнений ни у кого не было. Прошло много лет. В 2002 г., уже спустя 12 лет после исчезновения с исторической арены ком­партии, он в очередной раз поступает в стационар с очередным галлюцинатор­но-бредовым приступом. Как-то раз в разговоре с врачом наш «реформатор» иро­нично заметил: «Ну что, доктор, кто оказался прав, — я или вы ? Коммунизм исчез, такие, как я, сейчас у руля государства и мира».