Существуют отдельные, особо важные синдромы, включающие и галлюцина­торные переживания, и бредовые. И сейчас мы уже сможем в полном объеме изу­чить один из самых часто встречающихся и значимых синдромов психиатрии - синдром Кандинского-Клерамбо. Во-первых, почему у него двойное название? Псевдогаллюцинации были подробно описаны и обоснованы В.Х. Кандинским во второй половине XIX столетия. В первой половине XX столетия французский психиатр Дж. Д. Клерамбо уже после Кандинского описал психические состоя­ния, которым присвоил имя «автоматизмы». Будучи главным врачом медчасти тюрьмы при полицейской префектуре Парижа G. Gatlan de Clerambault (в русско­язычной литературе Клерамбо) с 1909 г. публикует серию статей (около 20) в жур­налах на тему автоматизмов и в 1927 г. в Медико-психологических анналах опуб­ликовал сводную работу под названием «Психозы на основе автоматизма и синд­ром автоматизма». Дж. Д. Клерамбо описывает около двадцати различных симптомов, имеющих характер как бы «сделанности», навязанности больному извне. В третьей главе мы цитировали описания Кандинским идеаторных, чувст­венных, моторных, речедвигательных автоматизмов и явлений ментизма. Полу­чается своеобразный исторический казус: В.Х. Кандинский несколькими десят­ками лет раньше описал все те явления, которые затем Дж. Д. Клерамбо таксони- мировал в виде официально известных на сегодня названий. Сочетание идеаторных феноменов (ментизм, ускорение мыслей, остановку мыслей, «парал­лельные мысли», пересекающиеся мысли и т.д.) Дж. Д. Клерамбо в 1927 г. обоз­начил как «малый психический автоматизм». Между тем, уже после В.Х. Кандинс­кого К. Ясперс также описывал явления автоматизма в структуре паранойяльных расстройств в виде «сделанности» и «кражи» мыслей. В монографии Жана Гарра- бе описывается «странность международного будущего» синдрома Клерамбо: «Русские примут описание этого явления в том виде, как его дал в конце XIX в. для «псевдогаллюцинаций» В. Кандинский. ...психический автоматизм стал известен в наше время в СССР и в России как синдром Кандинского-Клерамбо. Наоборот, в англоязычных странах описание психического автоматизма, данное G. De Cleram­bault, не удержалось, тогда как мы будем удивлены, встретив его элементы среди ди­агностических критериев шизофрении самых последних американских классифика­ций. Все труды G. De Clerambault, особенно часть, посвященная психическому авто­матизму, в самой Франции окажутся в забвении...сам этот выдающийся клиницист, установив, что он полностью лишился зрения, покончит жизнь самоу­бийством, застрелившись из своего служебного револьвера» [15].

Оба автора самого знаменитого психиатрического синдрома - В.Х. Кандинс­кий и Клерамбо — ушли из жизни добровольно. Поистине драматична судьба ав­торов творения.

Итак, синдром Канди некого-Клерамбо состоит из трех составных частей. Первую часть, псевдогаллюцинации, мы подробно описали в третьей главе. Вто­рой составной частью этого синдрома являются два вида бреда - физического и психического воздействия. Об этом уже сообщено в предыдущей главе. Третья составная часть уникального синдрома — это автоматизмы.

Автоматизмы психические - это психопатологические феномены, при кото­рых больной ощущает свои собственные психические процессы (мысли, чувства, движения, речь и т.д.) как навязанные, «сделанные» извне, как результат посто­роннего воздействия чуждой для него физической или психической силы. Разли­чают три основных вида автоматизмов. Первый из них, встречающийся чаще дру­гих, — идеаторные (ассоциативные) автоматизмы. Почти все они входят в так на­зываемые «симптомы первого ранга» Курта Шнайдера как патогномоничные, по его мнению, для шизофрении. В свое время в первой половине XX столетия мно­гие выдающиеся психиатры упорно искали симптомы и синдромы, свойственные только шизофрении, дабы обосновать выделение этого заболевания клинико-но­зологическим алгоритмом. Однако они не смогли к тому времени, да и к сегод­няшнему дню тоже, отыскать каких-либо патолого-анатомических, гистологи­ческих или иных биологических критериев шизофрении. Но многие из них нахо­дили все новые и новые, свойственные якобы только шизофрении симптомы. Э. Блейлер выдвинул идею «четырех а» — аутизм, амбивалентность, ассоциации, аффект; наличие этих нарушений, по его мнению, свидетельствует о шизофре­нии. К. Шнайдер обосновывал, в свою очередь, мысль о ранговом присутствии различных симптомов при шизофрении и основные симптомы разделил на симп­томы первого и второго ранга. Так вот, симптомы первого ранга вошли в золотой фонд психиатрии как одни из самых характерных при данном заболевании. Они присутствуют в критериях шизофрении DSM-4 и МКБ-10. Если условно психи­ческую жизнь человека подразделить на несколько основных блоков, то при этом виде автоматизмов речь идет о мышлении и обо всем, что с ним связано. Наплыв мыслей (ментизм), вкладывание мыслей — мысли, появляющиеся помимо воли больного и с ощущением «сделанности». Больные говорят, что голова переполне­на мыслями, мысли с большой скоростью меняют друг друга: «Я не хочу, а они вкладывают и вкладывают мне в голову мысли, я не успеваю следить за ними, я не ус­певаю обмыслить их». Ментизм в выраженной степени может приводить к атакти­ческой бессвязности. «Звучание мыслей» - мысли больного звучат, он их слышит внутри, как фразы человеческой речи, причем не всегда своей собственной. Боль­ной подозревает и считает, что и другие люди могут слышать его мысли, а следова­тельно, тут же следует иной идеаторный автоматизм - открытость мыслей. Блестя­щую характеристику такой открытости дал В.Х. Кандинский, когда писал, что сос­тояние больного с открытостью мыслей можно сравнить с девушкой на балу, с которой в присутствии сотен ярко одетых гостей бала вдруг спадают все одежды и она оказывается абсолютно обнаженной перед сотнями чужих глаз [31]. Когда отк­рытость мыслей сопровождается псевдогаллюцинаторным восприятием больным повторения своих мыслей голосами окружающих людей, это называется эхо мыс­лей. «Отнятие мыслей» — исчезновение мыслей, которое пациент ощущает как на­сильственный, сделанный, вызванный чуждой силой акт. Пациенты жалуются на пустоту в голове, отсутствие мыслей, тут же добавляя, что это не по их воле они пе­рестали думать: 1Они сделали меня тупой чуркой, они украли все мои мысли».