Во второй части книги мы продолжаем разговор о психических заболеваниях (как именуют их сейчас — расстройствах). В ней представлены строго документирован­ные клинические случаи, только те, к которым автор лично имел отношение - ди­агностировал, лечил или участвовал в экспертизе. Главное, что хотелось бы донес­ти до молодого доктора, — уникальность каждого случая. Обычно при постановке диагноза врач пользуется принятыми стандартами, классификациями, описанны­ми синдромами, симптомами. Он использует указанные схемы как «строительный материал», только как путеводную нить, ориентир некоего направления, старает­ся увидеть то, что есть в действительности, описать непохожесть Иванова на Сидо­рова. Учитель, как писали древние китайцы, должен не столько давать знание, сколько обучать ученика способу его добывания, а также учить замечательному достижению человечества — размышлению. Cogitare hominis est (рассуждать — свой­ство человека). Рассуждая, мы будем учиться видеть, слушать и удивляться. Не ра­доваться тому, что у пациентки Кузнецовой все периоды болезни точно вписыва­ются в схему динамики паранойяльного синдрома. Спокойно воспринимать, что у нее некое состояние никак не совпадает с общепринятой схемой, она болеет по- своему, непохоже ни на кого. Как говорили философы, мы должны увидеть «изна­чальную данность», а не наши собственные схемы, таблицы и алгоритмы, изобре­тенные находчивым умом специалиста. Являясь практическим врачом, автор имел неоспоримое преимущество перед многими замечательными и заслуженными на­учными работниками, написавшими солидные монографии и руководства, в том, что не стеснен корпоративными обязательствами — чтить только данную кафедру, только данное научное направление, только «единственно верное» очередное уче­ние. Располагая относительной свободой суждений, автор имеет возможность ис­полнить одно из важнейших требований Э. Гуссерля и К. Ясперса - описывать фе­номены болезни непредвзято. Старые психиатры могут вспомнить, не без изряд­ной доли юмора, своих давних пациентов, заболевание у которых протекало десятилетиями, и при этом существовавшие в психиатрии классификации, прио­ритеты тех или иных школ менялись вместе с диагнозом этого больного.

Часть клинических случаев, приведенных в книге, будет, безусловно, точно со­ответствовать существующим нозологическим единицам, часть вызывать сомне­ния. Будут и такие истории болезни и жизни наших пациентов, которые не смогут вписаться в известные синдромы, типы течений, формы болезней. В течение двух столетий основным алгоритмом развития психиатрической науки было движение от частного к общему. Клиницисты суммировали сотни, тысячи случаев и выводи­ли общие закономерности, с более-менее приблизительной точностью классифи­цировали, создавали таксономические единицы, нозологические и синдромальные систематики. Не беремся судить, пришло ли время, делая шаг вперед, отступить на два шага назад — к К. Ясперсу. Но в школе молодого психиатра непременно нужно научиться видеть уникальность каждого случая, суметь не испугаться, а порадо­ваться непохожести протекания болезни у больного на принятую схему. Главной задачей учителя должно стать не набивание знаниями молодых врачей, а воспита­ние чувства удивления перед непостижимой многообразностью человеческой души. Основные проявления любой болезни неоднократно изложены в книгах и руководствах. Нам же нужно хотеть и уметь опознать неповторимость каждого случая, поскольку из-за этих особенностей, непохожестей на схему и стандарт, по­является большинство ошибок. Сократ — создатель первой в истории человечества личностно-ориентированной системы обучения, эвристического метода, строил обучение на размышлении и вопросах, которые он задавал себе и ученикам, под­талкивая их к поиску истины. Предложенное изложение материала дает возмож­ность спросить молодых коллег, что же они чувствуют, какие мысли возникают при разборе того или иного случая. Некоторые примеры уже частично были затро­нуты в разделе общей психопатологии, но это были поперечные срезы болезни. Вспомним поперечные срезы, изучаемые на курсе оперативной хирургии и топо­графической анатомии. Они, конечно, наглядны и понятны, но как далеки они от реальной картины оперированного живого тела. Поперечные срезы болезней из первой части нашей книги мы дополним синдромокинезом и клинической дина­микой каждого случая. Отдавая дань традициям, первые описания будут посвяще­ны, конечно же, больным шизофренией.