Вялотекущая шизофрения. Переходный вариант

Мы привыкли считать шизотипическое расстройство (вялотекущую шизофре­нию) малопрогредиентным, мягким процессом. Как правило, сквозными синд­ромами являются неврозоподобные, психопатоподобные, а также деперсонали- зационно-дереализационные состояния. Реже встречаются сверхценные и пара­нойяльные расстройства. Следует помнить, что в первых мультидисциплинарных исследованиях (1969,1972 гг.) рассматривался вариант вялотекущей шизофрении в виде паранойяльного бреда. В двухтомнике «Руководства по психиатрии» под ред. А.С. Тиганова (1999 г.) такого отдельного варианта уже нет, и бред уже не упоминается в числе типичных расстройств этой формы шизофрении [66]. Но еще в те далекие 70-е годы паранойяльная шизофрения рассматривалась как пе­реходный вариант между вялотекущей и параноидной шизофренией. Представ­ляем вам как раз такой случай из нашей практики.

Случай 3. Шизофрения с ипохондрическим бредом

Б. А.В., 1968г. рождения.

Анамнез. По поводу наследственности известно, что отец много лет назад перенес травму головы, по характеру был властный, деспотичный, придирчивый, нетерпим к точкам зрения, отличным от его собственных; в связи с неуживчивостью в коллективах часто менял места работы. Мать отличалась замкнутостью в сочетании с экзальтиро­ванностью, была склонна винить окружающих в несправедливом к ней отношении. В те­чение двадцати лет настойчиво «боролась» с психиатрами по поводу «неправильной» диагностики заболевания сына, категорически отказывалась от наблюдения, писала мно­жество писем и жалоб в различные инстанции, хотя инициатива обращения к психиат­рам во всех случаях исходила от нее.

(Мы констатируем, что и мать, и отец пациента подпадают под понятия «мать шизофреника, отец шизофреника». Оба отличаются психопатическими чертами личности, проводят в своей воспитательной практике сверхпротективный стиль воспитания. Мать на протяжении двух десятков лет неустанно борется с психиат­рией. Меняет отношение к психиатрам только после слов попа-батюшки: «У вас психически больной сын».)

Пациент родился единственным ребенком в семье, беременность и роды у матери про­текали без осложнений. В ранние годы отличался «нервностью», был плаксив. В школу по­шел в 7лет, учился хорошо, тяготел к гуманитарным предметам, уже в начальных клас­сах проводил политинформации. Рано увлекался историей; по свидетельству директора школы, порой превосходил в познаниях преподавателей. Имел немного товарищей, близ­ких друзей не заводил. В кругу сверстников держался высокомерно, «третировался» ими. Любил фантазировать, часто в воображении рисовал сцены отмщения обидчикам. Неред­ко старался подчеркнуть свое превосходство перед учителями, испытывал удовольствие, уличая их в недостаточной компетентности. Много читал, был «домоседом».

(Отмечаем, что в преморбиде мы сталкиваемся с ребенком, отличающимся повышенными интеллектуальными способностями, к которым примешивались психопатоподобные нарушения, повышенной склонностью к фантазированию, некоторым отличительным поведением от прочих сверстников.)

Рос в атмосфере разлада между родителями: мать часто упрекала отца в черство­сти, бессердечии, давала понять, что с ее интеллектуальными и духовными задатками могла бы заслуживать лучшей участи, говорила, что всю жизнь посвятила сыну. В от­ношениях между пациентом и матерью, со слов последней, преобладали полное доверие и подчеркнутая взаимная привязанность. Мать поощряла увлечения сына, преувеличивала его способности, была некритична к его патохарактерологическим чертам. Отец часто придирался к сыну, обоснованно упрекал его в упрямстве, своеволии, эгоцентризме, в их отношениях царило взаимное отчуждение.

Впервые обратились к психиатру в 1980 г. Мать жаловалась на поведение сына в шко­ле, что мальчик очень трудно, повышенно реагирует на мелкие несправедливости, напри­мер завизжал, когда заставили мыть пол («не переносит воду»). Не переносит трения одежды о тело. Много читает, в основном историю и приключения. В доме ничего не хочет делать, закрывается в своей комнате. На замечания кричит, весь покрывается пятнами.

В психическом статусе детский врач-психиатр описывает адекватное поведение. Внешний вид аккуратный. Внимание отвлекаемое. Быстро возбуждается, гримасничает. Ориентирован во всем формально. Критичен к своим переживаниям. Диагностируется психопатоподобный и неврозоподобный синдром в результате неуточненных причин (воз­можно биологической природы).

(Необходимо согласиться с детским психиатром, ибо на этапе инициальных расстройств мы должны ограничиться именно психопатоподобными и неврозопо­добными нарушениями, вслед за которыми, согласно логике развития малопрогредиентной шизофрении, должны появиться признаки психической астении.)

В старших классах у пациента отмечались периоды нервозности, утомляемости, свя­зывал это с продолжительной болезнью матери и необходимостью ежедневно навещать ее в больнице. По окончании школы поступал на исторический факультет университета, но не выдержал конкурса. Весной 1987 г. призвался в армию, на сборном пункте испы­тывал унижения со стороны призывников, последние пытались якобы склонить его к го­мосексуальному контакту. В связи с простудным заболеванием обратился к врачу и был направлен со сборного пункта по месту жительства, в военкомат не ходил, испытывал ужас перед предстоящей службой. По настоянию матери согласился на госпитализацию в стационар ПНД, чтобы «полечиться от нежелания идти в армию». 31.03.1987г. на при­ем обратилась мать, с ее слов, сын ведет себя странно, полностью перестал общаться, много читает, много увлекается историей, политикой, очень раздражителен, вспыль­чив, медлителен, отмечались плохой сон, бессонница, плохой аппетит. Во время учебы по­стоянно опаздывал. Стал закрываться в комнате, уединяться, не дает убираться в ком­нате. Отказывается идти в райвоенкомат. О службе в армии заявил, что если его отпра­вят служить, то он «возьмет автомат и всех перестреляет».

Из выписки к истории болезни N°351 ПНД г. Брежнев известно, что с 10-12 лет ро­дители отмечали странности всего поведения. Очень много читал, ничего не делал по дому. Остро реагировал на замечания, обижался. Уклонялся от трудовых дел. Упрям, эгоистичен, может сильно переживать по незначительному поводу. Друзей не имеет. Дома часто моет руки. Делает это очень долго, намыливает каждый палец в отдельно­сти. Подолгу устанавливает перед сном каждую вещь на отдельное место. Моется ред­ко, долго предварительно готовится.