(Описывается аутистическое расстройство.)

Отмечаются постоянные вычурные стереотипные движения руками, мимическими мышцами лица, шеи, плечами. Стереотипии на лице сопровождаются вычурными грима­сами — неадёкватной кривой улыбкой, приподниманием бровей, вытаращенными глазами, почесыванием головы.

(Описываются проявления кататонического синдрома в виде вычурных, сте­реотипных движений, являющихся прерогативой уже процессуального дефекта.)

Ответы носят отрывистый, предельно краткий характер. Речь монотонная, мало- модулированная. Крайне неохотно отвечает на любые вопросы. Сообщает, что не смот­рит на собеседника, объясняя так:«Зачем развлекаться зрением, смотреть на всех?» Рас­сказывает, что никаких отношений ни с соседями, ни с кем нет. Сообщает, что читает христианские книги, потом размышляет. На вопрос, успел ли прочитать в Евангелиях о Тайной вечере, сообщает, что за несколько лет чтения до этого места еще не дошел. Свои движения считает проявлением болезни. Отрицает ощущение чуждости от этих движений. Утверждает, что не знакомился с девушками, так как ходил в церковь и обе­щал не жениться, а обещание «держать нужно». На вопрос, тянуло ли когда-нибудь к женщинам, отвечает, что никогда не тянуло и тут же спрашивает: «А зачем это нужно?» Входе разговора многократно совершенно неадекватно и нелепо улыбается. На­личие посторонних мыслей или «голосов» в голове отрицает и тут же поясняет: «Надоел уже этот вопрос, что я, псих, что ли?» Эмоционально опустошен. На протяжении всей беседы ни одной сколько-нибудь выраженной эмоциональной реакции ни на один вопрос не обнаружил. Отмечались лишь парадоксальные улыбки, смешки. Каких-либо психопродук­тивных нарушений также не обнаруживал.

При анализе данного случая мы отмечаем, что у мальчика с преморбидно- шизоидной структурой личности, начиная с первых классов школы (8-9 лет), начинается хроническое, непрерывно текущее эндогенное психическое рас­стройство, манифестирующее псевдоневротическими нарушениями, навязчи­во-подобными движениями, постепенно перешедшими в кататоно-подобные стереотипии. Отсутствие внутренней борьбы, характера чуждости, полноценной критики к имеющимся нарушениям, вычурность движений позволяют дифферен­цировать их с навязчивыми движениями в рамках невроза навязчивых состояний. Постепенно, в течение последующих лет нарастают негативные расстройства, прежде всего аутизация личности, дошедшая к настоящему времени до полной изоляции больного от окружающего мира и людей. Аутизация сопровождается и другими проявлениями негативных расстройств — нарастанием эмоционально­го оскудения, прогрессированием редукции энергетического потенциала, при которой он в течение десяти лет превратился в человека, полностью утратившего трудоспособность, проживающего на положении иждивенца. К настоящему вре­мени сформировался стойкий дефект, типа простого дефицита, включающего не только эмоционально-волевые расстройства, но и некоторое снижение интеллек­туально-познавательных функций. Таким образом, диагноз формулируется как шизофрения, непрерывно-прогредиентное течение, простая форма со злокачест­венным темпом прогредиентности, с формированием процессуального дефекта, типа простого дефицита, с наличием субкататонических двигательных расст­ройств (F20.606 по МКБ-10). Нуждается в установлении II группы инвалидности в связи с полной утратой трудоспособности.