Биполярное аффективное расстройство

Как известно, нозологическую самостоятельность маниакально-депрессивному психозу придал Э. Крепелин. С конца XIX столетия прошло чуть более 100 лет, в клинической картине этого заболевания почти ничего не изменилось, мани­пуляциям была подвергнута формально-таксономическая сторона дела. Чисто аффективное психическое заболевание постепенно дополнялось иными, не аф­фективными регистрами, подчас смывалась граница между МДП и рекуррент­ной шизофренией. В современных классификациях DSM-4 и МКБ-10 такого заболевания вообще нет. Имеется аффективное расстройство, монополярное, биполярное с разной степенью тяжести. Начинающему врачу-психиатру нужно помнить и осознавать эндогенную природу аффективного расстройства. Ос­тальные, «примкнувшие» психические нарушения — не суть самое важное. Это как дополнительные гирлянды, расцвечивающие замечательную лесную краса­вицу под Новый год. А вот от того, расценим ли мы депрессию как реактивную или эндогенную, зависит очень много — прежде всего правильно выбранная те­рапевтическая тактика. Еще важнее правильно определить этиологический мо­мент мании, особенно гипомании, зачастую маскирующейся под стеничный па­ранойяльный синдром, психопатоподобное состояние и т.д. Здесь уже от пра­вильной диагностики зависит не только терапевтическая тактика, но и уровень экспертного решения.

Случай 15. Биполярное аффективное расстройство к. тж

Из эпикриза к истории болезни: поступает впервые в сопровождении матери. Ранее на учете у психиатра не состояла. Состояние изменилось в течение нескольких дней после ссоры с близким человеком, снизилось настроение, стала раздражительной, гневливой, появился навязчивый страх «меня бросит любимый»,

Анамнез (со слов матери): родилась старшим ребенком из двоих детей в семье рабочих. Роды и беременность без осложнений. Родилась в срок, массой тела 3600 г, длиной 57 см.

Находилась на грудном вскармливании. В психическом и физическом развитии от сверст­ников не отставала. В школу пошла с 6 лет, окончила 11 классов. Занималась в детской юношеской спортивной школе (ДЮСШ). По характеру была общительной, неконфликт­ной, доброжелательной, имела много друзей. Училась на 4 и 5. После школы поступила в техникум, который окончила на «отлично». Затем поступила в КГТУ, факультет эко­номики, заочно. В данное время студентка последнего курса, параллельно работала на РИЗе в ОК, с июля месяца уволена по собственному желанию (конфликт на работе).

(Итак — абсолютно чистый анамнез. Ничего психопатологического.)

Впервые странности в поведении заметили около года назад, когда появилась подав­ленность, неохотно вступала в беседу, была погружена в свои болезненные переживания.

(Таким образом, приблизительно за год до первой госпитализации Т.М. пе­ренесла первый депрессивный эпизод, который, как это часто бывает, являясь субдепрессией, по своей выраженности к госпитализации не привел и особо не лечился. После самокупирования в течение девяти-десяти месяцев все оставалось хорошо, но незадолго до увольнения с работы начинается противоположная фаза, которая закончилась и увольнением, и госпитализацией в женское отделе­ние ПНД.)

Из производственной характеристики: «К. Т. М. пришла работать в отдел по работе с персоналом 15.10.2001 г. оператором ЭВМ. Впоследствии переведена специалистом по работе с кадрами. За время работы зарекомендовала себя исполнительным, добросовест­ным, трудолюбивым работником. Отличительные черты Т.М.: любознательность, жела­ние понять порученную работу до тонкости, внести что-то свое, новое. Она легко вли­лась в коллектив, сплотила вокруг себя молодежь. Т. М. яркая индивидуальность. Ей легко удается все: и работа, и учеба. Она активно участвовала во всех начинаниях молодежи на нашем предприятии. Руководство отдела прочило ей быстрое продвижение по службе. В июне 2005г. Т. М. ушла в отпуск, а по возвращении стали заметны некоторые, не свойс­твенные ей, странности в поведении. Она оставалась все такой же умной, доброй, от­зывчивой, но исчезла ее усидчивость, которая так необходима при выполнении ее работы, интерес и 08.07.2005г. она уволилась».

(Итак, руководители по работе, не будучи психиатрами, заметили в качестве странностей исчезновение усидчивости и интереса к работе.)

Состояние изменилось около месяца назад: стала злобной, напряженной, временами гневливой, конфликтной, не могла работать в коллективе, уволилась. Не может закон­чить дело, постоянно куда-то стремится, пытается сделать сразу несколько дел. Стала многоречивой, речь громкая, ускоренная в темпе.