Размышляя о нашей собственной генетической структуре, мы можем верить, что доступ к этому дару, лежащему в основе биологической жизни, должен быть доступен нам на более простом уровне, чем методы молекулярной биолог. По-видимому, так оно и есть. Новую, прорывную, гибкую и открытую кон­цепцию того, как в нашем теле проявляет себя генетическая теория, дала нам Барбара Макклинток, лауреат Нобелевской премии в области медицины. По ее словам, «любой организм может создать любой другой организм». Это может означать, что «генетически заданные» признаки и способности часто оказыва­ются не заданными, а, скорее, под влиянием. Так был придуман термин «текучий геном».

По мнению некоторых ученых-генетиков, такой подход может быть расши­рен до представлений, что на нашу генетическую систему, состоящую из РНК и ДНК, оказывают влияние окружающая среда, питание, образ жизни и даже наши мысли. Если это правда, то у нас появляется больше путей к исцелению. У каждого человека есть какой-нибудь дисбаланс, и это внушает чувство без­надежности. А безнадежность может проистекать из мысли, что наши дисба­лансы, возможно, генетически «детерминированы». Когда же мы видим, что генетический процесс очень гибок и способен трансформироваться, гораздо меньше дисбалансов покажутся нам безнадежными. Но стоит ли нам ждать био­технологических решений от генной инженерии? Иначе говоря, существует ли какой-то более органичный, природный процесс развития, способный помочь нам избежать технологического вмешательства в эту крайне существенную часть нашей жизни?

Представьте на мгновение женщину, у которой многие члены семьи на про­тяжении нескольких поколений страдали сердечным заболеванием. Она может решить, что генетически предрасположена к болезни сердца, и, следовательно, ничего нельзя сделать, чтобы этого избежать.

Однако надежда есть. Возможно, в этой семье произошло изменение генов, которое впоследствии и привело к сердечным заболеваниям. Не исключено, что они приобрели эту свою предрасположенность из-за плохого питания, вредных привычек или других стрессовых факторов. Во всяком случае человек, выросший в семье, в которой гены перенесли негативное воздействие, теоретически может в любой момент начать обновлять свои гены и тем самым удалить по меньшей мере часть негативных программ. Но к решению этого вопроса лучше всего подходить комплексно, как веками это делали традиционные целители в Китае и других странах Дальнего Востока.

Согласно древнекитайским терапевтическим представлением, цзин содержит факторы роста и развития, включая генетические коды и сети (РНК/ДНК). Во многих древнекитайских практиках лющ активно укрепляют свою цзин с помощью подходящих продуктов, трав и практик осознанности. (См. тему «Цзин», с. 435.)

Одной из центральных практик осознанности являет сочитание предков. Согласно китайским учениям, предки представляют наши корни и опору, и без укрепления и очищения наших связей с предками невозможно или почти не­возможно достичь реального прогресса. Некоторые церемонии, изобретенные для почитания своих родителей и прародителей — как живых, так и умерших, — включали определенные ритуалы, использование благовоний, поклоны, оформление помещений с помощью цветов и свечей и т. д.

Наши современники могут считать эти ритуалы чистым суеверием.Юднако, с моей точки зрения, сознательное внимание, которое мы уделяем нашим пред­кам через ритуалы, становится подсознательным исцеляющим очищением тех фундаментальных влияний, которые мы получили от найгйх прародителей, то есть нашего генофонда.

В западном мире генеалогические исследования, а также традиция ритуальных молитв для почитания памяти предков как в частных, так и публичных религиоз­ных церемониях вызывают, наверное, схожий благотворный эффект. Ежедневная практика почитания родителей, дедушек и бабушек и всех более дальних род­ственников, возможно, оказывает более глубокое воздействие на наше исцеление или самостоятельную трансформацию наших генов со временем, чем привычный ритуал возложения цветов 1 раз в год к их могилам в День Памяти.

Помимо выбора продуктов питания и использования лекарственных трав, не менее важно жить, избегая чрезмерного стресса: от этого зависит; как мы растем и развиваемся, а значит — защищаем нашу генетическую структуру. В главе «Стихия Воды» вы прочтете,что «подкармливание» функции почек и надпочечников фактически противодействует стрессу и, по-видимому, имеет решающее значение для улучшения цзин и нашего будущего потенциала здоровья.

Последняя методика, которой хотелось бы коснуться, — это личное самона­блюдение. Вдох направляется в низший данътянъ (термин из древнекитайского учения даосов, означающий «поле эликсира») — область между лобковой костью и пупком, которая является энергетическим центром для укрепления почек и надпочечников, а также цзщ. Во время дыхания нижний данътянъ становит­ся теплым и осознанным. Затем ум приобретает полную умиротворенность, поскольку включается слияние тела и ума. Когда такое состояние возникает, оно выводит нас за пределы времени и пространства, инь и ян, и мы ощущаем свежее и ясное обновление. Даосекие и другие целительские традиции Китая описывают это переживание как преобразование цзы в жизненный дух шэнъ.

Я допускаю, что этот важный аспект нашего опыта показывает положительное влияние генетических линий, идущих от древних предков, когда они на­чинают играть определенную роль в нашей жизни, а также омоложение плохо работающих генов и молекул ДНК в их структуре.