Инь-ян по сути описывают все существующие явления. И хотя некоторые люди могут говорить, что не верят в философию инь-ян, тем не менее эти понятия — просто описания легко наблюдаемых процессов: день сменяется ночью, молодость—старостью, каждое время года — следующим

Теория инь ян была широко использовалась в истории Восточной Азии, а в последние 70 лет ее различные модифицированные версии применялись историками и психологайи, включая АрнбЛьда Тойнби и Карла Юнга, и политическими лидерами, такими как Мао Цзэдун и Карл Маркс, которые тщательно изучали дальневосточную философию, прежде чем развить свои собственные учения.

Как показывает история, любая идея или план (например, политической стра­тегии, экономической реформы или диеты), основанные на косной структуре, которая не меняется вместе с людскими потребностями, обречены на провал. Гармоничная и творческая приспособляемость является признаком правиль­ного применения теории инь-ян, именно поэтому ее принципы мы выбрали для иллюстрации многих положений этой книги. Определения инь-ян являются основными и легкими для понимания. Мы призываем читателя применять их для осознания личных особенностей, необходимых для полного здоровья.

Преимущество данного метода анализа заключается в том, что он упрощает и унифицирует понимание всех вещей. Изначально принцип инь-ян утверждает, что все предметы или явления во Вселенной следует понимать как бесконечные пары противоположностей (инь и ян), которые взаимодействуют в соответствии со следующими принципами.

Источником инь и янь, а следовательно, и всех двойственностей является то, что едино и неизменно. Даже несмотря на то, что инь и янь описывают изме­нение и разделение, их источник постоянен. «Великий предел неподвижен», как сказал Шао Юн, китайский философ XI века. Эта же идея выражена в Библии фразой «Ибо Я — Господь, Я не изменяюсь» (Малахия 3:6).

Принцип ян является активным, а инь—пассивным, хотя ничто не является в чистом виде инь или чистым ян. Символ инь-ян изображает инь внутри ян в виде темного глаза в белой рыбе, и, наоборот, показано, что ян содержится в инь в виде белого глаза темной рыбы.

 

Чем является внутренность человеческого тела — инь и янь? Простая муд­рость китайских учений гласит: для того чтобы понять нечто, сначала необходимо рассмотреть его противопо­ложность.

К примеру, внешняя сторона тела, включая конеч­ности, определенно является более активной и более янь, чем внутренняя его часть( котораяютносительно темная и спокойная. Следовательно, внешняя сторона тела представляет собой ян, & внутренняяинь (представленная темным глазом в белой рыбе). Однако если снова взглянуть на внутреннюю часть, то мы увидим, что она снабжает тело основным количеством тепла и энергии (ян) для осуществления внешних процессов — т. е. перед нами пример ян внутри инь (белый глаз темной рыбы). «Янь внутри инь и «инь внутри ян» — это просто наблюдение того, что все вещи в своей глубинной сути часто являются противоположностью того, чем они кажутся на поверхности.

Чтобы легче было представить, янь традиционно ассоциировался с огнем, а инь с водой. Рассмотрим пару «расширение» и «сжатие». Согласно физи­ческим теориям, большинство веществ при нагревании расширяется; а при охлаждении сжимается. Процесс расширения требует больше тепла и энергии, следовательно, расширение представляет собой ля. Как только вещество рас­ширилось, оно уже меньше наполнено энергией, а значит, становится более инь. Многие знают, что овощи, когда они вырастают большими, в значительной степени теряют свой характерный вкус (как, например, цуккини); однако во­дянистые инь овощи способны восстанавливать баланс у людей с чрезмерным ян. Из-за того что семена, в частности зерновые, — очень концентрированные продукты, желательно, чтобы они стали побольше, и в этой книге рекомендуется предварительно замачивать их, прежде чем готовить. Для перегретых людей (слишком горячих и сухих), могут идеально подойти полностью проросшие семена. Использование слишком крупных овощей и фруктов, выращенных с помощью химических стимуляторов, частично компенсируется другой крайно­стью — чрезмерным употреблением такшйшнцентрированных продуктов, как мясо и яйца. Подобное «балансирование» крайностей, как правило, со временем оказывается безуспешным.

Для четкого понимания инь и ян давайте сначала рассмотрим, что есть что, а уж потом будем судить, что «хорошо», а что «плохо». Для здоровья главное — стремиться к «хорошему» и избегать «плохого», но если мы будем преждевременно и упрощенно судить о еде, мотивации других людей и т. д., то можем упустить реальный смысл ситуации. Инь ж янь — это выражение вселенской справедливости. Со временем они проявляют себя в совершенном балансе; шаг за шагом учиться искусно и мирно жить означает признать это совершенство.

Если преобладает либо инь либо янь, то одно из них, которое в избытке, склонно «поглотить» второе. К примеру, избыточный жар в организме высу­шивает жидкости, вызывая жажду, сухость глаз и кожи и склонность к запорам. Наиболее обычный путь к выработке избыточного жара — диета, основанная на мясе, в сочетании с тяжелой физической работой. Избыток инь в теле вслед­ствие чрезмерного потребления жидкостей и пищи в огромной степени снижает энергию и жар тела. Избыточная энергия расходуется на переваривание избытка пищи, особенно если эта пища — охлаждающая.