Каждый объект можно до бесконечности делить на составляющие, и каждый подраздел можно описать на основе принципов инь-янь. Даже в случае одной морковкин точки зрения инь-ян возможны бесчисленные различия. Зелень морковной ботвы содержит меньше углеводов, чем крахмалистый корень, и имеет совершенно другую форму и цвет. Если удалить зелень, мы можем ана­лизировать только корень, который состоит из внешней, внутренней сторон, а также верха и низа. Морковка сужена к концу, а ее наружная часть и основание более насыщены минеральными нутриентами. Как бы вы ни делили морковь, всегда будетгразличие в каждом качестве, в том числе в качестве энергии каждой части. Даже любая клетка имеет ориентацию в морковке и, соответственно, верх, низ, внутреннюю инаружную стороны.

Продолжая подразделять любой предмет, мы в конечном счете дойдем до уровня субатомных частей;. На этом уровне постоянной активности легко понять принцип, что все инь-янь взаимоотношения беспрерывно Трансформируются. Тщательное исследование любого предмета демонстрирует нам, что все моле­кулярные и атомные структуры либо расширяются, либо сжимаются, являются более или менее энергетичными или же постепенно изменяются каким-либо иным образом. Поэтому говорят, что: Инь и янь непрерывно преобразуются. Ни­что не является постоянным, даже на мгновение. Состояние идеального здоровья реализуется в тех случаях, когда преобразования, каждое мгновение происходя­щие в теле и уме, являются гармоничными. Болезнь — это просто состояние, при котором изменения происходят не вовремя или неправильным образом. Их может они произошли слишком рано, их слишком мало или они случились слишком поздно.

Говорят, что для того, чтобы суметь увидеть природу всепроникающего из­менения, надо испытать отсутствие изменений, или тишину. Фактически в этом и заключается одна из целей теории инь-янь. Благодаря осознанию бесконечных изменений в собственной жизни, мы становимся внимательными к примерам постоянства, а потом и к порядку изменений. Научившись распознавать изменения, мы естественно приобретаем знание о неизменных состояниях, которые воплощают в себе устойчивые качества. Примерами таких состоянии могут служить необусловленная любовь-и сострадание. В восточной философии есчгь такое понятие, как «пустота». Оно предполагает неизменность опыта, исчезно­вение любых различий и неполных состояний сознания, в том числе самого эго («я», носителя этого опыта — Ред.).

Пустота, сопровождающаяся реализацией совершенства, заслуживает харак­теристики «Удивительное существование» в традициях дзэн-буддизма. Не ощу­щая этого совершенства, мы будем испытывать только пустоту пустого места.

 Чтобы достичь сознания, наполненного Удивительным существованием^ тре­буются сбалансированные ум и тело. Эта цель достигается сначала посредством очищения, а затем через соблюдение нравственных, духйвных и жизненных правил «срединного пути». «Срединный Путь», конечно же, не означает, что надо практиковать усреднение поскольку средний современный человек живет наполненной стрессами жизнью, колеблющейся между различными крайно­стями. Практика срединного пути приводит человека в состояние равновесия или в серединную точку источника всех изменений:»

Этот баланс может быть достигнут с помощью правильного питания. Прак­тики концентрации берут свое начало из искренности и развитой способности проникать в сущность реальности. Если считать питание чем-то, находящимся за пределами высшего опыта, то уже само такое мышление ставит преграду между пищей и осознанностью. Но если питание и все явления воспринимаются на равных основаниях, то пища—такое же хорошее средство развития целостного ума, как и любое другое. Многие относящиеся к еде ритуалы были задуманы как духовные практики. Так, для большинства христиан фундаментальным ритуалом является признание обычного хлебай вина телом Христовым. Перво­начально этот обряд выполнил сам Иисус, когда он отождествил пищу со своим телом и кровью и затем заповедал своим ученикам продолжать эту практику.

Подобное отождествление полезно как на буквальном, так и на символиче­ском уровнях. В буквальном смысле слова Христа означают, что еда становится телом и кровью. На другом плане, где пищу можно рассматривать как символ земли (поскольку она рождается из почвы, воздуха и воды), эти слова могли бы означать, что Христос творит землю и духовно ею управляет. И самыйглубокий смысл этого ритуала, повторенного бесчисленное множество раз за тысячи лет, заключается в том, что Сущность еды и всех вещей — это сознание Христа.

За пределами инь и ян находится Ум, стирающий всякие границы между едой и ее потребителем. Одно из чаньских (чань — китайский вариант дзэн) выражений так описывает это единство: «Все состоит из одного только Ума». Непосредственным переживанием всеобъемлющего Ума является то, что мы называем «идеальным здоровьем». Многие из нас не способны сознательно воспринимать пищу как тождественную.нам самим, потому что еще не познали свое истинное «я». Для начала нам необходимо упрочить свое относительное и измеримое здоровье, а оно пребывает в царстве времени и пространства.

Таким образом, необходимо убедиться, что мы правильно понимаем инь и ян, В противном случае нам не только будет трудно общаться с людьми, изу­чающими теорию инь и ян, но и сами себя мы будем вводить в заблуждение. Поскольку все, что существует, связано между собой, все можно сравнивать со всем, возникает искушение делать произвольные сравнения, не различая качеств, которые сравниваются.

Если говорить о воздействии продуктов на наше тело, то здесь обычное упущение — забывать о соответствующем временном интервале. Рассмотрим красное мясо. По сравнению с такими продуктами, как овощи, зерна или фрукты, мясо содержит много белка и жира, а также некоторые витамины и минералы.
Согласно принципам китайской медицины, мясо можно использовать при определенных ослабленных состояниях, в том числе при дефиците (инь) жидкостей, крови и веществ тела. С современной точки зрения мясо также формирует ткани
тела и кровь благодаря высокому содержанию в нем питательных веществ. Так разве мы не должны обозначить мясо термином инь? Да, именно эти аспекты красного мяса мы можем считать инь. Однако мясо также содержит очень много калорий, обеспечивающих организм энергией, и с этой позиции мясо есть янь. А если еще учесть образование слизи в результате употребления мяса (по сравнению с большинством растительных продуктов), а также его кислотообразующий характер, что может вызывать токсические реакции во всем теле, то легко понять, почему многие люди сейчас определяют мясо как продукт, надолго ослабляющий (инь) тело.

Поскольку ясно, что каждое вещество обладает множеством свойств, из этого следует, что для каждого продукта существуют разные инь и ян обозначения. Обратите внимание на инь-ян качества продуктов, указанные ниже в таблице, и как их можно применить, например, к яблокам.

В целом яблоки сладкие, кислые и охлаждающие; они тонизируют кровь, образуют жидкости и энергию, а также обладают опускающим действием, на­правляя энергию вниз по телу. А еще созревшие яблоки более ян, так как они слаще. Очевидно, из-за таких смешанных характеристик было бы неправильно называть их (как и любой другой продукт) только инь или только ян. Именно это мы имеем в виду под необходимостью высокой точности в инь-янь анализе.

Имея немного чувствительности и практики, начать осознавать хотя бы не­которые из действительных свойств пищи, которую мы едим, несложно. Кто-то может быть, начнет замечать разогрев или охлаждение тела, сшсобность пищи вырабатывата^кидкости (уменьшится жажда, не будет пересыхать горло), возможно мочегонный эффект, влияние различных ароматов. Человек также почувствует внутри себя инь-ян качества энергии, расширение и сжатие. Пи­щевая осознанность, как правило, возрастает, если питаться в основном зерно­выми и овощами на протяжении по крайней мере шести месяцев; за это время организм приспосабливается к энергетическим характеристикам еды. Кроме случаев некоторых заболеваний, наше питание должно в основном состоять из неагрессивных продуктов, обладающих более тонким шсусом и действием.