Ровной функиональной концепцией китайской медицины является ци. Ци аналогична индийской трапе (жизненной силе), а в Японии известна как ки. Будучи жизненной сущностью, обнаруживаемой во всех вещах, ци обладает аспектами как материи, так и энергии. Мы будем ссылаться прежде всего на ее выражение как энергии, не забывая о том, что энергия и материя могут превра­щаться друг в друга. Теории современной физики, представляющие материю и энергию как альтернативные описания одной и той же реальности, во многом сочетаются с концепцией ци и другими гранями восточной философии.

Концепция ци дает нам меру жизненнодуи человека, объекта или состояния. Если у какойгто пищи хорошее качество ци, то эта пища буде,т вкуснее и принесет больше ци тому кто ее ест. В человеке хорошо проявляет себя способностью выполнять дела, отсутствием в теле закупорок, нормальным функционировани­ем внутренних органов и т. д. Для того чтобы еще лучше разобраться в ци, которая сама по себе является ян качеством, полезно уяснить ее ци-эквивалент—кровь. Поскольку нутриенты в крови поддерживали, питают ци, кровь является инь и «матерью ци>. В то же самое время ци ведет и направляет кровь. Более того, чтобы кровь могла образовываться и циркулировать в теле должно быть до­статочно полученной при переваривании пищи и циркулирующей ци.

Какие бы качества ни проявлял человек, все это происходит с помощью опре­деленного типа ци. Например, у приятного человекам гармоничная ци, слабым людям не хватает ци, у сильных людей много ци, а люди с чистым и ясным умом имеют «очищенную» ци в противоположность «перемешанной». Таким обра­зом, ци является не только энергией, лежащей за этими состояниями бытия, но также внутренней энергией и «веществом» самих этих состояний. С помощью понятия ци можно описать любой аспект жизни.

С терапевтической точки зрения есть несколько функциональных аспектов ци. Она согревает и является источником любого движения; она защищает тело, протекает по акупунктурным каналам и поддерживает активность наших си­стем и органов. Ци попадает в наше тело из трех источников: 1) из пищи; 2) из вдыхаемого воздуха; З) из сущности почек, с частью которой мы рождаемся.

Насколько успешно мы усваиваем ци из этих источников, зависит от нашего образа жизни и мироощущения. Кроме тогощи имеет свойство передавать­ся между людьми при любых взаимодействиях. Щи повара пропитывает еду. Упражнения, лечение травами, акупунктура и практики осознанности, такие как медитация, служат традиционными способами устранения затруднений движения в организме и максимизации потока ци.

Диагностические и лечебные методы китайской медицины позволяют точно измерять и регулировать ци нашего тела. В лечебном питании на первом месте стоит улучшение «пищеварительной ци селезенки и поджелудочной железы — оно будет обсуждаться в главе «Стихия Земли». В других главах мы поговорим о «защитной ци как об аспекте иммунитета, о дефицитах ци различных органов, о застое ци в печени, а также о техниках, которые улучшают или повреждают ци в пище и нашем теле.

Когда ци застаивается, это вызывает в организме скопления в виде ожирения, опухолей, кист, рака, а также множества вирусных и связанных с дрожжевы­ми грибками заболеваний, которые мучают людей с мад©1тодвижным образом Шш Ичдиетами на основе рафинированных, высококалорийных продуктов.