При повышенном уровне пролактина (ПРЛ) появляется галакторея. Несмотря на название этого симптома, выделя­емое из сосков молозиво может быть прозрачным или мут­новатым. Пролактин способствует росту эпителия молочных желез, повышая чувствительность клеток к эстрадиолу (за счет повышения рецепторов к эстрогенам). Таким образом, он может способствовать как доброкачественному, так и злокачественному росту в молочных железах.

При невысоких уровнях ПРЛ (до 1000 ME) можно наблюдать нормальный менструальный цикл или редкие менструации. Молочные железы при этом сохраняют свою структуру, но фиброзный компонент увеличен.

Причин гиперпролактинемии, не связанных с аденомой гипофиза, достаточно много:

  • —   гормональная контрацепция (ее не стоит назначать при повышенном уровне ПРЛ);
  • —   длительное ношение внутриматочной спирали;
  • —   раздражение сосков;
  • —   операции на грудной клетке и МЖ;
  • —   повышенное внутричерепное давление;
  • —   стрессы;
  • —   хронические инфекции, особенно герпетическая;
  • —   некоторые фенотиазины, ноотропы.

Важно внимательно читать инструкцию к лекарственно­му препарату, особенно раздел «Побочное действие».

Печень активно участвует в метаболизме гормонов, при ее заболевании достаточно часто (до 25%) наблюдается рост фиброзной и железистой тканей в молочных железах.

Факторы роста (эпидермальный, инсулиноподобный 1 -го и 2-го типов) стимулируют рост эпителиальных клеток молочных желез. Повышение этих факторов чаще диагнос­тируется у женщин с инсулинорезистентностью.

К факторам риска развития пролиферативных процессов в молочных железах также относятся:

  • - эстрогены и гестагены, их сочетания;
  • - андроген, или гестагены с остаточной андрогенной активностью;
  • - нарушение соотношения метаболитов эстрона: преобла­дание 16-альфа (ОНЕ1) по отношению к 2-альфа (ОНЕ1).

При приеме эстрадиолсодержащих таблеток per os усиливается синтез глобулина, связывающего половые стероиды (ГСПС), атакже инсулиноподобный фактор роста (ИПФР-1) и инсулин в печени в 2-3 раза.

Накожно применяемые препараты (эстрогены) не об­ладают таким действием.

В литературе описаны и другие риски развития проли­ферации ткани и рака молочных желез. Жители промыш­ленных городов болеют раком МЖ чаще, чем сельских районов. Рак МЖ связывают с гиподинамией в 16% случаев, что нередко сочетается с алкоголем, курением, радиацией, неправильным питанием, ожирением.

Одинокие женщины чаще болеют доброкачественными заболеваниями молочных желез.

Поздний возраст первых родов и аборты — крайне вы­сокие факторы риска рака молочных желез. ЭКО (экстра­корпоральное оплодотворение) и ВРТ (вспомогательные репродуктивные технологии), особенно при стимуляции по короткому протоколу, также увеличивают частоту раз­вития рака МЖ.

Постменопаузу можно условно назвать гормональным «покоем», но у 66% пациенток с миомой матки развивается узловая форма фиброзно-кистозной мастопатии (ФКМ).

Начиная с 90-х гг. XX в. появились работы (Велико­британия), свидетельствующие, что гестагены с остаточной андрогенной активностью являются дополнительным фак­тором риска по сравнению с терапией только эстрогенами, однако до настоящего времени не получено статистических подтверждений.

Значимого повышения риска рака молочных желез на фоне монотерапии эстрогенами в течение восьми лет не выявлено. Не получено также дополнительных подтвержде­ний, что прогормонливиал повышает риск рака МЖ.

Учитывая описанные риски рака молочных желез, при назначении лечения заболеваний молочных желез целесообразно провести терапию сопутствующих заболеваний, так как, оставляя риски, мы не получим стойкого результата лечения.

Необходимо отдельно остановиться на эндометриозе как причине развития пролиферативных процессов в молочных железах. Эндометриоз нередко сочетается с миомой матки, кистами яичников. Сам по себе эндометриоз является се­рьезным заболеванием, которое обычно дает знать о себе до 40 лет. При его развитии повышается риск рака МЖ, толстого кишечника, яичников.

Эндометриоз и рак — разные болезни. Однако при­чины развития у них одни и те же, обе можно назвать системными заболеваниями, обе могут рецидивировать, несмотря на проводимое лечение. При эндометриозе рак яичников развивается почти в 1,5 раза чаще, а рак молоч­ных желез — в 1,8 раза чаще. У пациенток с эндометриозом в возрасте 35—55 лет нередко обнаруживают атипическую гиперплазию эндометрия, гиперпластические изменения молочных желез, микрокарциномы, диссеминированные формы рака.

Предположительные факторы малигнизации:

  • —  длительно существующий эндометриоз, не регрес­сирующий в постменопаузе;
  • —  длительное воздействие «чистых» эстрогенов в пост­менопаузе;
  • —  выраженные симптомы дисгормональной дисфун­кции;
  • —  вегетососудистые реакции;
  • —  неоднократные хирургические вмешательства по поводу эндометриоза;
  • —  отягощенный семейный анамнез (носительство ге­нов BRCA1 и BRCA2) значительно повышает риск рака яичников и молочных желез.