Частота врожденных пороков сердца составляет не менее 10 на 1000 живых новорожденных; если учитывать мертворожденных и самопроизвольные аборты, эта частота будет намного выше. В эти цифры не входят двустворчатый аортальный клапан, от­крытый артериальный проток у недоношенных и мелкие дефек­ты межжелудочковой перегородки (частота этих пороков состав­ляет 10—20,4—5 и 30—40 на 1000 новорожденных соответствен­но). Частота наиболее распространенных пороков представлена в табл. 9.1.

Этиология

Врожденные пороки сердца формируются в результате воздей­ствия генетических и внешних факторов.

Наследственность

Три процента пороков наследуются как моногенные (менделев- ские) признаки, 5% вызваны хромосомными аномалиями, 3% — установленными внешними воздействиями (например, феталь­ным синдромом краснухи, фетальным алкогольным синдромом), остальные наследуются полигенно или моногенно, но с непол­ной пенетрантностью.

Моногенные аутосомно-доминантные, аутосомно-рецессивные и сцепленные с полом пороки сердца обычно входят в состав сложных наследственных синдромов. Самый распространенный из них — синдром Нунан, при котором чаще всего встречаются стеноз клапана легочной артерии и гипертрофическая кардиомиопатия. Более редкие — синдром Апера (дефекты межжелу­дочковой перегородки, коарктация аорты), Холт—Орама (де­фекты межжелудочковой и межпредсердной перегородок), Эл­лиса—ван Кревельда (общее предсердие).

При хромосомных аномалиях пороки сердца тоже обычно вхо­дят в состав сложных наследственных синдромов. При многих из них пороки сердца встречаются очень часто: при синдроме Ле- жена у 20%, при синдроме Тернера (кариотип 45,X) у 50%, при синдроме Дауна (трисомия по 21-й хромосоме) у 50%, при син­дроме Патау (трисомия по 13-й хромосоме) у 90%, а при синдро­ме Эдвардса (трисомия по 18-й хромосоме) у 99% детей. При всех этих синдромах, кроме синдрома Тернера, чаще других по­роков встречается дефект межжелудочковой перегородки, а при синдроме Тернера — двустворчатый аортальный клапан и ко­арктация аорты.

К полигенно наследуемым порокам относится открытый арте­риальный проток. Считалось, что и другие пороки наследуются полигенно, но получены данные, что многие из них могут насле­доваться моногенно, но с низкой пенетрантностью.

Внешние воздействия

Средовые факторы

Прием лития во время беременности повышает частоту пороков сердца: чаще всего поражаются митральный и трехстворчатый (как правило, аномалия Эбштейна) клапаны. Врожденные забо­левания сердца часто бывают у детей, чьи матери страдают са­харным диабетом или принимали во время беременности проге­стерон. У женщин, страдающих алкоголизмом, примерно поло­вина детей рождается с пороками сердца (обычно со сбросом крови слева направо). Некоторые врожденные пороки сердца могут быть вызваны третиноином, который используют для ле­чения угрей.

Инфекции

При фетальном синдроме краснухи часто встречаются стеноз ветвей легочных артерий, открытый артериальный проток и сте­ноз клапана легочной артерии. Считается, что другие вирусы, особенно вирусы Коксаки, также могут вызывать врожденные пороки сердца, поскольку у матерей детей с пороками обнару­живается повышенный титр соответствующих антител. Вирус эпидемического паротита вызывает фиброэластоз эндокарда.

Родители ребенка с пороком сердца часто испытывают тяжелое чувство вины и почти всегда обеспокоены возможностью врож­денных пороков сердца у будущих детей. Врач должен сам заго­ворить об этом с родителями, поскольку они часто не осмелива­ются об этом спросить. Их следует успокоить, рассказав о том, что известно о причинах врожденных пороков сердца, и уверив их в том, что они не виноваты в рождении больного ребенка. Как и при других хронических заболеваниях у детей, родители детей с пороками сердца нуждаются в постоянной поддержке врача.

Генетический риск

Родителей беспокоит возможность повторения пороков сердца у будущих детей. При моногенных пороках риск составляет 50% при аутосомно-доминантном наследовании и 25% при аутосом- но-рецессивном. При хромосомных аномалиях риск зависит от конкретного хромосомного нарушения. При других видах на­следования риск намного меньше (табл. 9.1). Однако, если врож­денный порок сердца имеется у двух родственников первой сте­пени будущего ребенка, риск по сравнению с данными, приве­денными в таблице, возрастает примерно в три раза. Если врож­денный порок сердца имеется у одного из родителей, риск рож­дения больного ребенка составляет около 5—10%, причем риск выше, если порок сердца имеется у будущей матери.

Врожденные пороки сердца у детей и родителей или братьев и сестер обычно одинаковы.