Артериовенозные свищи в плаценте могут значительно увеличи­вать кровоток по нисходящей аорте плода, а значит, и его сердеч­ный выброс. Хотя после рождения сам свищ исчезает, его по­следствия могут сохраняться. К ним относятся отеки, кардиомегалия и расширение нисходящей аорты.

У детей артериовенозные свищи чаще всего бывают в полости черепа, в печени и в конечностях. Однако описаны артериове­нозные свищи и между другими крупными артериями и венами большого круга кровообращения, в частности между внутренни­ми грудными артериями и венами. С широким внедрением ЭхоКГ и допплеровского исследования эти свищи стали выявлять чаще. Они наблюдаются при наследственной геморрагической телеангиэктазии (синдроме Ослера—Вебера—Рандю). Кроме того, воз­можны посттравматические артериовенозные свищи, например между почечными сосудами после пункционной биопсии почки или между бедренными сосудами после их пункции.

Поскольку артериовенозные свищи вызывают облигатный сброс крови слева направо, его гемодинамические и клиниче­ские последствия зависят от размера свища и его сопротивления. В большинстве случаев свищи достаточно малы и не вызывают гемодинамически значимого сброса. Исключение составляют печеночные и внутричерепные артериовенозные свищи, осо­бенно при поражении большой мозговой вены (вены Галена) и ее притоков.

Клинические проявления всех артериовенозных свищей схо­жи: над свищом слышен систолический или постоянный шум, может пальпироваться пульсирующее образование, а вены, дре­нирующие область свища, расширены и иногда пульсируют. При периферических артериовенозных свищах увеличивается объем конечности, она может отекать. Печеночные артериовенозные свищи обычно получают кровь не из единственной артерии, а представляют собой гемангиому.

Внутричерепные артериовенозные свищи, называемые обыч­но артериовенозными мальформациями, вызывают наиболее тя­желые гемодинамические нарушения, поскольку поражают круп­ные сосуды и вызывают большой сброс крови слева направо. В грудном возрасте артериовенозные мальформации могут вы­зывать тяжелую сердечную недостаточность; это одно из немно­гих сердечно-сосудистых заболеваний, которое вызывает водян­ку плода и тяжелую сердечную недостаточность в первые дни жизни. Клинические проявления обычно включают постоян­ный шум над одной половиной головы, скачущий пульс на сон­ных артериях и набухание шейных вен. При рентгенографии грудной клетки видна резко расширенная верхняя полая вена и дилатация обоих желудочков. Периферический пульс — очень высокий и скорый, скачущий, но при очень тяжелой сердечной недостаточности он становится слабым на всех артериях, кроме сонных. При небольшом сбросе гемодинамические проявления не выражены и доминирует неврологическая симптоматика. Мелкие артериовенозные мальформации проявляются парци­альными эпилептическими припадками, крупные — головной болью, эпилептическими припадками и очаговыми неврологи­ческими симптомами. Внезапная сильная головная боль — при­знак внутричерепного кровоизлияния. Примерно в 10% случаев первое внутричерепное кровоизлияние приводит к смерти.

Диагноз артериовенозного свища устанавливают при помощи ЭхоКГ с контрастированием и допплеровским исследованием, но для подтверждения диагноза может потребоваться катетери­зация сердца и рентгеноконтрастное исследование. Для выявле­ния артериовенозной мальформации проводят КТ с контрасти­рованием, МРТ или ангиографию.

Артериовенозные свищи, как правило, перевязывают или ис­секают. Однако артериовенозные мальформации, особенно с по­ражением большой мозговой вены, часто кровоснабжаются из нескольких артерий, прогноз в этом случае хуже, а оперативное лечение не всегда возможно. В некоторых случаях с успехом применяют современные методы эмболизации.