Патопсихологическая оценка последствий ЧМТ

Кроме описанных синдромов посттравматической эпилеп­сии, посткоммоционного синдрома, деменции, последствия ЧМТ могут выражаться в различных патопсихологических рас­стройствах, нарушающих в той или иной степени социальную адаптацию. В нейротравматологии принято оценивать исходы по неврологическому статусу через 3—6—12 месяцев после ЧМТ (F. Plum, J. Posner, 1980). В психиатрии используется констата­ция определенных «конечных» синдромов, которые, однако, могут подвергаться патоморфозу.

Для общей оценки и описания общего исхода ЧМТ может быть использована шкала исходов Глазго:

  • хорошее восстановление (восстановление трудоспособности);
  • умеренная инвалидизация (самообслуживание при утрате трудоспособности);
  • грубая инвалидизация (необходимость ухода и надзора при наличии контакта);
  • вегетативное состояние.

Данная классификация практически не отличается от при­нятых в России критериев установления групп (категорий) инвалидности при проведении медико-социальной эксперти­зы. Наиболее дифференцированной с учетом патопсихологи­ческих, неврологических и социальных критериев можно считать классификацию НИИ нейрохирургии им. Н. Н. Бур­денко. Классификация содержит семь вариантов исхода:

  1.  Выздоровление, исчезновение нарушений нервно-психической деятельности, полное восстановление социальной активно­сти, трудоспособности у взрослых и учебных способностей у детей.
  2.  Незначительные нарушения субъективного характера, возвращение к прежней работе у взрослых и прежней ус­певаемости у детей, астенический синдром умеренной выраженности.
  3.  Объективно определяемые неврологические и психопатоло­гические отклонения, неудовлетворительная работоспособ­ность, снижение успеваемости у детей, значительная асте­ния, ослабление памяти и внимания с улучшением самочув­ствия после отдыха.
  4.  Отчетливые психоневрологические нарушения, частичная утрата работоспособности, заметное снижение успеваемо­сти у детей, выраженная астения, двигательные наруше­ния, редкие эпилептические припадки.
  5.  Выраженные нарушения, полная утрата работоспособно­сти. У детей — учеба на дому, резкое снижение обучаемос­ти. Наблюдаемые у взрослых и детей: выраженные дисмне- стические, аффективные нарушения, эпилептический син­дром, снижение интеллекта, трудности передвижения, гипоталамические нарушения (булимия, ожирение, несахар­ный диабет и пр.).
  6.  Нейропсихологические праксические, гностические и рече­вые расстройства или деменция, полная зависимость от постороннего ухода, частые эпилептические припадки.
  7.  Вегетативное состояние.

Лечение последствий ЧМТ

Антиагрегантная терапия направлена на улучшение реоло­гических свойств крови и микроциркуляции в сосудах мозга, профилактику ишемических расстройств. К препаратам расти­тельного происхождения относятся мемоплант, гинкио, танакан.

Курантил (дипиридамол) и пентоксифиллин являются эффектив­ными антиагрегантами, которым отдается предпочтение перед ацетилсалициловой кислотой ввиду отсутствия присущих пос­ледней побочных действий.

Среди препаратов, стимулирующих мозговой кровоток за счет блокады кальциевых каналов или прямого сосудорасши­ряющего эффекта, используются антагонисты кальция II поко­ления — нимотоп, стугерон, циннаризин, верапамил, нифедипин.

Нейропротекторная терапия направлена на поддержание и активацию метаболизма мозга в условиях гипоксии или фер­ментных расстройств, вне зависимости от состояния цереб­ральной гемодинамики. Применяются ноотропил, пирацетам, луцетам.

Клинические эффекты ноотропила состоят в существенном улучшении интегративной деятельности мозга: памяти, внима­ния, обучения, интеллекта, речи, что значительно улучшает когнитивные возможности больных. Уменьшается выражен- ' ность астенических явлений, головокружения, шума в ушах. При назначении ноотропила следует иметь в виду, что он уси­ливает процессы возбуждения в ЦНС. Это ограничивает при­менение препарата при наличии у пациента явлений психомо­торного возбуждения, психопродуктивной симптоматики и эпилептических припадков.

Нейропротективный эффект достигается также с помощью мозговых гидролизатов мозга или крови животных, содержа­щих аминокислоты и низкомолекулярные пептиды. Наилуч­шим по клиническому эффекту препаратом такого рода явля­ется церебролизин.

Клинические эффекты состоят в улучшении когнитивных процессов, внимания, обучаемости, общей эффективности интеллектуальной деятельности. Терапевтические эффекты достигаются при применении достаточно больших доз препа­рата — до 20—30 мл внутривенно-капельно в сутки. К препара­там, близким к церебролизину, но уступающим ему по клини­ческой эффективности, относятся солкосерил и актовегин, кор- тексин, действующие с ГАМК-эргическим эффектом.

Мозговые гидролизаты и гидролизаты крови животных уси­ливают процессы синхронизации биоэлектрической активно­сти головного мозга и усиливают эпилептогенез, что налагает определенные ограничения на их применение в случаях соче­тания деменции с эпилептическим синдромом.