Для изучения материала последней главы о негативных психических расстройствах нам придется неоднократно использовать понятие «психопатоподобные нарушения». Его, в свою очередь, невозможно понять без знания различных форм патологии личности. Мы коснемся не всей темы психопатий, не их нозологической специфики, не динамики или статики психопатий, а только феноменологии самих личностных особенностей. Вы обратили внимание на то, что от главы к главе, по мере изложения материала общей психопатологии, происходит любопытный процесс нарастания в структуре психических расстройств доли объективно познаваемых психопатологических феноменов. В первых главах мы говорили о таких нарушениях, при которых о содержании психических расстройств мы могли узнавать либо исключительно со слов самих пациентов, либо осуществляя транспонирование или эмпатию, имея возможность лишь изредка, сторонним взглядом, объективно познавать внешние проявления той или иной патологии. Начиная с нарушений памяти и интеллекта, а сейчас и в разделе, посвященном расстройствам личности, все большее значение приобретают нарушения поведения, те поступки, действия, проявления жизнедеятельности людей, которые врач-психиатр имеет возможность оценить непосредственно сам. Вырисовываются некая тенденция, направленность всего курса психопатологии от внутренних, скрытых в глубинах человеческого сознания и психики нарушений к более грубым, более объективизированным. Вряд ли это отражает только схему изложения материала, свойственную большинству психиатрических школ. Возможно, схемы психопродуктивных и негативных синдромов и расстройств, предложенные московской психиатрической школой, отражают общие тенденции не только нарастания по тяжести этих нарушений, но и нарастания параллельно тяжести удельного веса объективно познаваемых психических нарушений. В «Общей психопатологии» А.О. Бухановского выделяется специальный раздел «Личность и основные формы ее патологии». Нам очень понравилась вводная глава этой темы и то, как она изложена в данном руководстве, краткую терминологию из которого мы и представляем вашему вниманию.
Итак, что такое задатки? Это природные предпосылки развития способностей. Способности — свойства личности, дающие возможность успешно обучаться, приобретать знания, умения и навыки. Темперамент - постоянные устойчивые индивидуально-неповторимые природные свойства личности, которые определяют динамику психической деятельности. К основным свойствам темперамента авторы относят:
- сенситивность — наименьшую силу внешнего воздействия, вызывающую ту или иную психическую реакцию;
- реактивность - степень непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействия;
- активность — выраженность энергетического потенциала личности;
- темп реакпцй — определяется скоростью протекания психических процессов;
- эмоциональную возбудимость - порог минимального воздействия, необходимого для возникновения эмоциональной реакции;
- пластичность — легкость и гибкость приспособления человека к внешним воздействиям;
- экстраверсию — высокую степень зависимости человека от внешних впечатлений;
- интроверсию - низкую степень зависимости от внешних впечатлений, связь поведения человека с внутренними впечатлениями.
Характер — совокупность устойчивых и существенных индивидуально-своеобразных свойств личности. Прежде чем рассказывать о типологии личности, несколько слов все же необходимо уделить основополагающим основам личностной патологии. П.Б. Ганнушкин написал монографию «Клиника психопатий, их статика, динамика, систематика», которая вышла в свет в 1933 г., уже после его смерти. Основные типы личности, описанные в ней, сохранили актуальность и сегодня, видоизменившись в частностях и деталях. О.В. Кербиков в 1961 г. опубликовал статью «К учению о динамике психопатий», в которой есть очень многозначительный пассаж: «•Нечеткость границ между отдельными клиническими формами — не ошибка в теории малой психиатрии, как думал М.О. Гуревич, а одна из особенностей малой психиатрии, не позволяющая без насилия над клиническими фактами проводить здесь «границы-разрывы»...Почти неизбежны провизор- ность и условность группировки этих явлений» [35]. Мы неоднократно говорили, что психические расстройства, как и феномены этих расстройств, трудно, а подчас невозможно разделить на четко оформленные составные части, расклассифицировать по симптомам и синдромам. Это также трудно, как разделить на мелкие составные части феномены самой жизни, от чего, по словам Н. Бора, жизнь перестает быть жизнью. Процитированный отрывок из статьи О.В. Кербикова еще раз напоминает нам об условности любых классификаций, ранжирования любого типа и происхождения, проблематичности существования самих форм, типов, стадий, групп. Любые классификации есть порождение ума человека, отнюдь не всегда означающие существование в реальной жизни и действительности выделенных классов, элементов и частей объемлющего целого. В 1976 г. К. Леонгард выпускает книгу «Акцентуированные личности». Сами типы личности, их описания, литературные портреты и ссылки очень напоминают то, что описывал П.Б. Ганнушкин. К. Леонгард вводит промежуточную степень между нормой и патологией, которую именует акцентуацией. При этом, во-первых, выделяется скрытая акцентуация, т.е. выделение, большее присутствие в характере той или иной черты, проявляющееся только в особых ситуациях, именующихся «место или ситуация наименьшего сопротивления» (locus minor is resistant). Во-вторых, описывается явная акцентуация, проявляющаяся в различных, в том числе и обыденных, ситуациях [44]. Психопатия отличается от явной акцентуации выраженной социальной дезадаптацией и тотальностью поражения личности.
Повторюсь, в данной главе мы попробуем изучать только сами типы личностной патологии, феноменологию этих нарушений и не всех, а наиболее часто встречающихся и наиболее часто имитируемых другими психическими расстройствами.