Для изучения материала последней главы о негативных психических расстройствах нам придется неоднократно использовать понятие «психопатоподобные наруше­ния». Его, в свою очередь, невозможно понять без знания различных форм патоло­гии личности. Мы коснемся не всей темы психопатий, не их нозологической специ­фики, не динамики или статики психопатий, а только феноменологии самих лич­ностных особенностей. Вы обратили внимание на то, что от главы к главе, по мере изложения материала общей психопатологии, происходит любопытный процесс на­растания в структуре психических расстройств доли объективно познаваемых психо­патологических феноменов. В первых главах мы говорили о таких нарушениях, при которых о содержании психических расстройств мы могли узнавать либо исключи­тельно со слов самих пациентов, либо осуществляя транспонирование или эмпатию, имея возможность лишь изредка, сторонним взглядом, объективно познавать внеш­ние проявления той или иной патологии. Начиная с нарушений памяти и интеллек­та, а сейчас и в разделе, посвященном расстройствам личности, все большее значе­ние приобретают нарушения поведения, те поступки, действия, проявления жизне­деятельности людей, которые врач-психиатр имеет возможность оценить непосредственно сам. Вырисовываются некая тенденция, направленность всего кур­са психопатологии от внутренних, скрытых в глубинах человеческого сознания и психики нарушений к более грубым, более объективизированным. Вряд ли это от­ражает только схему изложения материала, свойственную большинству психиатри­ческих школ. Возможно, схемы психопродуктивных и негативных синдромов и рас­стройств, предложенные московской психиатрической школой, отражают общие тенденции не только нарастания по тяжести этих нарушений, но и нарастания па­раллельно тяжести удельного веса объективно познаваемых психических наруше­ний. В «Общей психопатологии» А.О. Бухановского выделяется специальный раздел «Личность и основные формы ее патологии». Нам очень понравилась вводная глава этой темы и то, как она изложена в данном руководстве, краткую терминологию из которого мы и представляем вашему вниманию.

Итак, что такое задатки? Это природные предпосылки развития способнос­тей. Способности — свойства личности, дающие возможность успешно обучаться, приобретать знания, умения и навыки. Темперамент - постоянные устойчивые индивидуально-неповторимые природные свойства личности, которые опреде­ляют динамику психической деятельности. К основным свойствам темперамента авторы относят:

  •  сенситивность — наименьшую силу внешнего воздействия, вызывающую ту или иную психическую реакцию;
  •  реактивность - степень непроизвольности реакций на внешние или внут­ренние воздействия;
  •  активность — выраженность энергетического потенциала личности;
  •  темп реакпцй — определяется скоростью протекания психических процессов;
  •  эмоциональную возбудимость - порог минимального воздействия, необхо­димого для возникновения эмоциональной реакции;
  •  пластичность — легкость и гибкость приспособления человека к внешним воздействиям;
  •  экстраверсию — высокую степень зависимости человека от внешних впечат­лений;
  •  интроверсию - низкую степень зависимости от внешних впечатлений, связь поведения человека с внутренними впечатлениями.

Характер — совокупность устойчивых и существенных индивидуально-свое­образных свойств личности. Прежде чем рассказывать о типологии личности, несколько слов все же необходимо уделить основополагающим основам личност­ной патологии. П.Б. Ганнушкин написал монографию «Клиника психопатий, их статика, динамика, систематика», которая вышла в свет в 1933 г., уже после его смерти. Основные типы личности, описанные в ней, сохранили актуальность и сегодня, видоизменившись в частностях и деталях. О.В. Кербиков в 1961 г. опубликовал статью «К учению о динамике психопатий», в которой есть очень многозначительный пассаж: «•Нечеткость границ между отдельными клинически­ми формами — не ошибка в теории малой психиатрии, как думал М.О. Гуревич, а одна из особенностей малой психиатрии, не позволяющая без насилия над клиничес­кими фактами проводить здесь «границы-разрывы»...Почти неизбежны провизор- ность и условность группировки этих явлений» [35]. Мы неоднократно говорили, что психические расстройства, как и феномены этих расстройств, трудно, а под­час невозможно разделить на четко оформленные составные части, расклассифи­цировать по симптомам и синдромам. Это также трудно, как разделить на мелкие составные части феномены самой жизни, от чего, по словам Н. Бора, жизнь пе­рестает быть жизнью. Процитированный отрывок из статьи О.В. Кербикова еще раз напоминает нам об условности любых классификаций, ранжирования любого типа и происхождения, проблематичности существования самих форм, типов, стадий, групп. Любые классификации есть порождение ума человека, отнюдь не всегда означающие существование в реальной жизни и действительности вы­деленных классов, элементов и частей объемлющего целого. В 1976 г. К. Леонгард выпускает книгу «Акцентуированные личности». Сами типы личности, их описа­ния, литературные портреты и ссылки очень напоминают то, что описывал П.Б. Ганнушкин. К. Леонгард вводит промежуточную степень между нормой и патологией, которую именует акцентуацией. При этом, во-первых, выделяется скрытая акцентуация, т.е. выделение, большее присутствие в характере той или иной черты, проявляющееся только в особых ситуациях, именующихся «место или ситуация наименьшего сопротивления» (locus minor is resistant). Во-вторых, описывается явная акцентуация, проявляющаяся в различных, в том числе и обыденных, ситуациях [44]. Психопатия отличается от явной акцентуации вы­раженной социальной дезадаптацией и тотальностью поражения личности.

Повторюсь, в данной главе мы попробуем изучать только сами типы личностной патологии, феноменологию этих нарушений и не всех, а наиболее часто встреча­ющихся и наиболее часто имитируемых другими психическими расстройствами.