Альберт Эйнштейн сказал, что невозможно легко решить сложную про­блему на уровне самой проблемы. Что касается эмоциональных затруднений, то разбираться непосредственно с нашими эмоциями — возможно, наименее эффективный подход к разрешению проблемы.

Кто-то, вероятно, получает впечатляющее эмоциональное исцеление, когда ему удается взглянуть на проблему с того места, где находится сознание. Мы можем проявить заботу о своих эмоциях, сделать их объектом своего присталь­ного внимания и сказать: «Сейчас я рассержен (или обеспокоен, или захвачен любой другой эмоцией), но это просто как теплый бриз, дующий сквозь меня». В том месте, где осознаются застрявшие эмоции, мы «расплавляем» их неиз­менные аспекты. Мы по-прежнему можем иметь эмоции, но при этом вольны наблюдать за ними и даже, в состоянии расслабленного внимания, играть с ними, подталкивая наше «застревание» в сторону исцеляющей трансформации. Ранее, в разделе о генетике, мы приводили специфический пример древней даосской практики осознанности (вдох в нижний данътянъ), которая влекла за собой обновленное ощущение жизни.

Для того чтобы достичь такого уровня осознанного внимания, особенно для того, чтобы оно могло освободить нас от застрявших эмоций, может потребовать­ся небольшой тренинг по упокоению ума. Сосредоточенный самонаблюдающий ум спокоен и ясен. Он с глубокой мудростью смотрит на все, что мы в настоящий момент делаем. Опытный терапевт может направить ум в этом направлении. Традиционные пути достижения такого состояния ума тоже существуют, и они включают различные методы, наиболее общепринятыми из которых являются медитации, умная молитва, йогические практики, визуализации, а также ис­пользование мантр (осознанно повторяемых значимых слов или звуков). Две тысячи пятьсот лет назад древний китайский мудрец Лао-цзы побуждал нас этими строфами находить освобождение:

Если душа и тело будут в единстве, можно ли сохранить его?

Если сделать дух мягким, можно ли стать [бесстрастным] подобно ново­рожденному?

Если созерцание станет чистым, возможны ли тогда заблуждение?

Устранение эмоционального беспорядка средствами «сверху» и «снизу»

  • Практики осознанности, успокаивающие ум (молчаливое созерцание, медитация, самонаблюдение...)
  • Эмоциональный беспорядок (мешающие привычки, депрессия,  беспокойство, паника, страх, тревога, печаль, чувство незащищенности, гнев, чувство обиды, зависимость от людей, еды, наркотиков, алкоголя...)
  • Биологическое исцеление (с помощью упражнений, йоги, цигуна, тайцзи, подходящих цельных продуктов, лечения травами, акупунктуры.)

Эмоции в гармонии

Когда наши эмоции находятся в состоянии относительного равновесия, мы, естественно, чувствуем самоуважение и потому считаем, что разумнее всего выбирать качественные продукты питания. Кроме того, мы начинаем понимать, что низкокачественная еда просто не представляет интереса. Такие продукты имеют отрицательные энергетические свойства, и мы, конечно* иредпочитаем не загрязнять ими свое тело и не разрушать ум.

Такая взаимосвязь между питанием и сознанием — ключ к ощущению полно­ты личности и обретению эмоционального равновесия. Более высокий уро­вень сознания разрушает эмоциональную привязанность к еде^акие простые процессы часто бывает труднее всего распознать. Мы можем думать, что наши головоломные эмоциональные проблемы нуждаются в комплексном лечении, однако регулярным использованием техник, которые успокаивают ум и про­светляют дух, достаточной активностью и тщательным выбором качественных продуктов мы несемся на поезде своих эмоций д гармонии! , И(Юдна из целей этой книги — способствовать миру во всем мире уникаль­ным и в высшей степени практичным путем: пропагандируя исцеление наших чрезмерно агрессивных желаний и эмоций с помощью практик самоосознания и выбора лучших биологических возможностей, включая выбор продукта