Выбор метода экстракорпоральной детоксикации при синдроме полиорганной недостаточности у больных перитонитом

Терминальная фаза перитонита — это в нашем представлении фаза полиорган­ной недостаточности и абдоминального сепсиса, когда, помимо активной хирур­гической тактики, требуется временное замещение функций поврежденных органов и систем с помощью методов, максимально точно воспроизводящих ос­новные физико-химические свойства естественных систем детоксикации и под­держания основных параметров гомеостаза.

Вследствие этого выбор метода экстракорпоральной детоксикации (ЭКД) в значительной степени должен зависеть от ведущих проявлений синдрома поли­органной недостаточности (СПОН) и необходимости экстренной поддержки при угрожающих нарушениях гомеостаза. Вместе с тем только у 28,4% больных токси­ческая энцефалопатия сочеталась с недостаточностью одного органа или систе­мы. Во всех других случаях (71,6%) в СПОН, кроме токсической энцефалопатии, были вовлечены 2 органа или системы и более. Именно поэтому мы не могли от­дать предпочтение какому-то одному из разработанных нами методов ЭКД, имеющих различные механизмы действия, что явилось основанием для последо­вательного или комбинированного их применения. Это в свою очередь диктовало необходимость разработки алгоритма выбора способа детоксикации в зависимо­сти от ведущих проявлений СПОН.

 Экстракорпоральная детоксикация при токсической нефропатии

В наших исследованиях самым частым компонентом СПОН была токсическая нефропатия, которая осложнила течение перитонита у 75,2% больных основной и у 89,8% группы сравнения. При этом токсическая нефропатия III стадии, тре­бовавшая безусловной почечной поддержки, отмечена у 39,8% больных основной и у 72,7% группы сравнения.

Развитие мембранной технологии и создание мембран с высокой гидравличе­ской проницаемостью привели к разработке гемофилътрации (ГФ) - метода, наи­более точно воспроизводящего выделительную функцию почек. Качественный состав ультрафильтрата, получаемого при ГФ, моделирует клубочковую фильтра­цию. Введение специального замещающего раствора, который по качественному составу повторяет основные мелкомолекулярные компоненты жидкой части плаз­мы, моделирует канальцевую реабсорбцию. При этом снижение в крови концен­трации мелко- и среднемолекулярных токсинов при ГФ происходит постепенно и достаточно физиологично, что делает ГФ альтернативным методом детоксика­ции при токсической нефропатии по отношению к гемодиализу и плазмаферезу.

Известно, что гемодиализ (ГД) нередко сопровождается синдромом нарушен­ного равновесия. В качестве причины отека мозга при ГД выдвигают гипотезу об­ратного тока мочевины. Во время ГД плазма крови быстрее, чем головной мозг, очищается от мочевины, что связано с низкой проницаемостью гематоэнцефали-ческого барьера для мочевины. Это проявляется возникновением осмотического градиента между мозгом и кровью, что вызывает перемещение жидкости в мозг. Видимо, аналогичная ситуация может развиваться при проведении интенсивного плазмафереза, когда за значительно более короткий промежуток времени по сравнению с ГФ концентрация мелкомолекулярных токсинов в крови существен­но снижается (табл. 16.1).

При ГФ снижение концентрации креатинина и мочевины, а также осмоляр-ности плазмы происходит за значительно больший промежуток времени (6-8 ч), что, безусловно, благотворно влияет на выравнивание осмотического градиента по обе стороны гематоэнцефалического барьера. Характерно, что в процессе ГФ не отмечалось отрицательной динамики со стороны кровообращения мозга. Так, минутный объем мозга либо возрастал с 770,1+16,0 до 921,3+11,0 мл/мин < 0,05) за счет увеличения церебральной фракции с 12,9+0,8 до 15,9±0,5% (р < 0,05), либо не менялся при неизменной церебральной фракции (16,6±1,0 до и 14,2+0,4% после ГФ, р>0,05).

Как показали наши исследования, помимо коррекции уремии, применение ГФ при токсической нефропатии позволяет управлять балансом жидкости, устра­няя не только явления гипергидратации и гиперволемии, но и обеспечивая воз­можность проведения необходимой трансфузионной терапии, в частности парен­терального питания. Это становится возможным, поскольку ГФ, отличаясь гемодинамической стабильностью, позволяет постепенно, за достаточно большой промежуток времени не только удалить избыток межтканевой и внутрисосудистой жидкости, но и создать дефицит объема циркулирующей плазмы (ОЦП) для дополнительной трансфузионной терапии.

Так,   у   больных  с   гиперволемией  объем  циркулирующей  крови   (ОЦК) 113,6±з',5% от должного в процессе ГФ удалось снизить на 12,3+1,7% (р < 0,05).

Таблица 76.1

Концентрация креатинина, мочевины и осмолярность плазмы (в % снижения) при ГФиБиФКОП {М±т)

Показатель

ГФ

БиФКОП

Мочевина

55,2±7,0

5б,9±3,4

Креатинин

56,1 ±7,5

33,3±0,1

Осмолярность

5,4±0,1

6,4±1,7

К концу процедуры ОЦК составил 102,4±3,4% от должного. При этом ОЦП сни­зился на 15,4±1,0% (р<0,05). У больных с острым респираторным дистресс-син­дромом (ОРДС) при проведении ГФ даже при адекватном балансе жидкости (1:1) отмечается уменьшение количества внесосудистой воды в легких (см. главу 9).

Коррекция ОЦК возможна также и при осуществлении плазмафереза. Однако интенсивный плазмаферез с неадекватным восполнением плазмопотери у критиче­ских больных приводит, как правило, к нарушениям центральной гемодинамики.

Удалить избыток жидкости можно и при ГД. Тем не менее во время проведе­ния ГД практически не происходит удаления токсичных веществ со среднемолеку-лярной массой. Вместе с тем известно, что для целлюлозных мембран характерна комплементарная активация, приводящая во время ГД к образованию анафило-токсинов СЗ и С5, что в свою очередь способствует хемотаксису полиморфов, уси­ливает их скопление, стимулирует образование супероксидньгх радикалов и мета­болитов арахидоновой кислоты. Синтетические мембраны, используемые при ГФ, не только производят меньше С5, но и способствуют фильтрации этого медиатора, молекулярная масса которого 11 300.

Возможность удаления при ГФ токсичных веществ со среднемолекулярной массой дает этому методу существенные преимущества перед ГД именно при пери­тоните, когда в СПОН вовлечены легкие, сердечно-сосудистая система и печень.

Таким образом, ГФ является методом выбора при токсической нефропатии у больных перитонитом в фазе полиорганной недостаточности, что диктуется, по нашему мнению, следующими его возможностями и преимуществами:

  • механизм очищения крови от уремических токсинов при ГФ наиболее фи­зиологичен, поскольку моделирует клубочковую фильтрацию и канальцевую реабсорбцию;
  • синтетическая мембрана, используемая при ГФ, наиболее биологически совместима;
  • метод позволяет осуществлять контроль гидратации организма;
  • при ГФ фильтруются вещества среднемолекулярной массы, вызывающие развитие повышенной проницаемости микрососудов легких, в состав кото­рых входит также фактор депрессии миокарда, что особенно важно при соче­тании токсической нефропатии с ОРДС и токсической миокардиопатией;
  • гемодинамическая стабильность, характерная для ГФ, позволяет в процессе процедуры создавать дефицит ОЦК без угрозы развития грубых нарушений гемодинамики, что, в свою очередь, дает возможность проведения допол­нительной трансфузионной терапии при явлениях гипергидратации;
  • ГФ позволяет корригировать грубые метаболические нарушения за счет ин­дивидуального подбора качества замещающего раствора.