Они представляют собой разнообразные дефицитарные нарушения в когнитивной (обязательно) и эмоциональной (как правило) сферах. Нарушения в этих двух сферах психики редко выражены равномерно. Легче распознаваема обычно бывает недостаточность в эмоциональной сфере, а когнитивный дефицит нечасто достигает степени явной непро­дуктивности, и поэтому заметить его сложнее. Внутри указанных сфер психической деятельности нарушения имеют разную степень избира­тельности.

В когнитивной сфере наблюдаются избирательная интеллектуаль­ная недостаточность и (или) дефицит организованности мышления, главным образом некритичность.

Избирательная интеллектуальная дефицитарность особенно на­глядно проявляется в различиях способностей к математическим, гума­нитарным и естественным предметам, преподаваемым в школе. Иног­да определяются ещё более специфические её разновидности. У одних не получается анализ (например, литературных образов). У других нет способности к оперированию пространственными категориями, что от­ражается на успехах в геометрии, географии, черчении. Важно иметь в виду, что речь идёт именно о способностях к усвоению материала, а не о различиях в дидактическом мастерстве педагогов, которое ска­зывается на успеваемости класса в целом, не о проблемах взаимоот­ношений с ними и не об особой увлечённости теми или иными пред­метами. Впрочем, обычно, если какой-то предмет даётся хуже, то он менее интересен и плохо запоминается. Иногда дефицитарность но­сит не абсолютный, а относительный характер; например, школьник одарён в математике выше среднего, хотя не отстаёт и по гуманитар­ным предметам. В отдельных случаях диспропорция в способностях выглядит карикатурно. Так, основатель отечественной санскритоло­гии К. Коссович самоучкой необыкновенно быстро и полно осваивал живые и мёртвые восточные языки, но при этом всегда обнаруживал совершенную несостоятельность в математике. Расплачиваясь за по­купки, он вынимал имевшиеся у него деньги и предлагал продавцам самим отсчитывать нужные суммы. Оперировать цифрой 7 ему вообще не удавалось. Обычно же у взрослых незначительный дефицит в одной из сфер интеллекта незаметен, поскольку она редко определяет про­фессиональную деятельность, а в быту достаточны самые посредствен­ные способности. Вместе с тем избирательная интеллектуальная непол­ноценность иногда сказывается именно на способностях к организации и ведению практической, бытовой деятельности при хороших способ­ностях к решению отвлечённо-теоретических задач. Разумеется, может наблюдаться недостаточность всех интеллектуальных способностей, но, в отличие от умственной отсталости, и в этих случаях отмечается неравномерность дефицита в тех или иных сферах интеллекта.

Ввиду усиления парциальной интеллектуальной недостаточности в период (суб)депрессий она легче распознаётся и заметна по субъек­тивно и объективно отмечаемым затруднениям в выполнении специ­фического типа умственной операции, например счёта, или понимании логики устного или письменного сообщения, или в подборе подходя­щих слов при общении и пр. Обычно она выступает в виде характерно­го, типичного для каждого конкретного случая расстройства, сквозной особенности умственных способностей, которая становится более за­метной во время рецидивирующих на протяжении всей жизни депрес­сивных состояний, имеющих как реактивную, так и эндогенную при­роду. Например, одной из пациенток зрелого возраста, находившейся на менеджерской работе, в периоды субдепрессий было явно трудно оперировать цифрами. При этом она отмечала, что некоторая склон­ность путать цифры наблюдалась у неё ещё со школьного возраста, осо­бенно часто она путала тогда цифры 4 и 6, хотя в то время на объектив­ных успехах в школе эта её особенность практически не отражалась.

У других пациентов, особенно при достаточно лёгкой интеллекту­альной несостоятельности в рамках субдепрессий, трудно найти указа­ния на её неполноценность вне болезненных эпизодов. Например, одна из пациенток во время многократных субдепрессивных состояний про­должала формально удовлетворительно справляться с работой, однако при этом у неё всегда появлялись затруднения в случаях подготовки к аналитическим докладам по своей специальности. Чтобы справиться со своей задачей, ей приходилось накануне своего выступления раскла­дывать перед глазами на многочисленных листах бумаги одновременно все необходимые статистические таблицы и материалы. Только после этого пациентка овладевала материалом доклада в достаточной степени и могла излагать его столь же свободно, как и в интермиссиях, ког­да указанный подготовительный технический приём ей не требовался. Другой пациент (молодого возраста) отмечал, что во время транзитор- ных (5—7 дней) субдепрессий у него «коверкаются» слова: в некоторых из них заменяются буквы.

Разумеется, это не означает, что аналогичные весьма своеобразные проявления интеллектуальной недостаточности не могут выявляться и вне субдепрессий уже с детского возраста. Например, у одного уче­ника начальной школы всегда отмечались трудности с домашней под­готовкой к пересказу английского текста: для того чтобы понять этот текст (а без понимания пересказ был невозможен), ему приходилось переводить его непременно в письменной форме. Устный перевод не позволял ученику осмыслить текст в достаточной для пересказа пол­ноте. Необходимость зрительного восприятия материала, требующего осмысления, здесь в принципе соответствует отмеченной в предыду­щем примере.

Продуктивность в некоторых видах деятельности может резко сни­жаться при дополнительных психологических нагрузках. Так, у одной ученицы начальной школы в период депрессии (будь то в школе или дома) необходимость контролировать правильность своей артикуля­ции во время чтения вслух приводила к непониманию содержания. Затруднений в чтении про себя и арифметике она при этом не испы­тывала.

Довольно затруднительно бывает судить об интеллектуальной недо­статочности по оценке способностей к запоминанию, поскольку па­мять в значительной степени определяется своим эмоциональным ком­понентом, т.е. индивидуальными эмоциональными предпочтениями в когнитивной сфере. Тем не менее иногда характеристики памяти, ви­димо, позволяют установить, что способности к образному мышлению явно не соразмерны возможностям оперирования фактическим мате­риалом. Так, 55-летний пациент смолоду отмечал у себя относительно слабую память на лица по сравнению с памятью на цифры, события, имена и пр. В период затяжной непсихотической депрессии, протекав­шей амбулаторно, он заметил, что не узнаёт своих знакомых при встре­чах на улицах его родного города, пока те сами к нему не обратятся.

О недостаточности организации когнитивных процессов очень часто свидетельствуют признаки некритичности. Клинически она уста­навливается по непродуманности тех конкретных жизненных аспектов, которые объективно значимы для индивидуума и в силу этого требу­ют должного понимания. Смысл этой психопатологической категории заключается, таким образом, в недопонимании реальности не за счёт снижения интеллекта, а вследствие игнорирования объективности и придания неадекватно большого значения субъективным представ­лениям и мотивам (см. раздел «Патология когнитивной сферы: некри­тичность). О нарушении организации когнитивной деятельности сви­детельствуют и такие феномены, как соскальзывания или аморфность мышления. Как и некритичность, а также парциальная интеллектуаль­ная недостаточность, они могут становиться заметнее в своих прояв­лениях во время эпизодов обострения психопатологического диатеза (особенно с маниакальной симптоматикой).

Эмоциональная недостаточность при психопатологическом диате­зе обычно не настолько значительна, чтобы оправдать квалификацию шизоидного склада личности, поскольку заметнее бывают другие ха­рактерологические черты. (Таким образом, неглубокая эмоциональная недостаточность — транстипологический признак, а более значитель­ная — типологический.) От шизофренического дефекта она отличается врождённым, а не приобретённым характером.

Зачастую различия в «эмоциональности» предполагают только по интенсивности, без учёта различий в выраженности её отдельных компонентов. Так, об эмоциональной обеднённости судят по отде­льным реакциям или изолированным отношениям (к определённой группе лиц или даже к кому-то одному, например к матери, к тем или иным условиям или аспектам жизни, видам деятельности). Такой под­ход чреват ошибками. (Собственно, и оживление эмоций в рамках ги­поманий иногда крайне однобоко: один только кверулирует, другой заводит романы, у третьего резонирующая мания.) Для более точной оценки эмоциональности необходимо планомерное определение её компонентов. При этом следует иметь в виду два варианта эмоциональ­ной неполноценности: общую (т. е. относительно равномерную обеднённость) и парциальную.