Они представляют собой разнообразные дефицитарные нарушения в когнитивной (обязательно) и эмоциональной (как правило) сферах. Нарушения в этих двух сферах психики редко выражены равномерно. Легче распознаваема обычно бывает недостаточность в эмоциональной сфере, а когнитивный дефицит нечасто достигает степени явной непродуктивности, и поэтому заметить его сложнее. Внутри указанных сфер психической деятельности нарушения имеют разную степень избирательности.
В когнитивной сфере наблюдаются избирательная интеллектуальная недостаточность и (или) дефицит организованности мышления, главным образом некритичность.
Избирательная интеллектуальная дефицитарность особенно наглядно проявляется в различиях способностей к математическим, гуманитарным и естественным предметам, преподаваемым в школе. Иногда определяются ещё более специфические её разновидности. У одних не получается анализ (например, литературных образов). У других нет способности к оперированию пространственными категориями, что отражается на успехах в геометрии, географии, черчении. Важно иметь в виду, что речь идёт именно о способностях к усвоению материала, а не о различиях в дидактическом мастерстве педагогов, которое сказывается на успеваемости класса в целом, не о проблемах взаимоотношений с ними и не об особой увлечённости теми или иными предметами. Впрочем, обычно, если какой-то предмет даётся хуже, то он менее интересен и плохо запоминается. Иногда дефицитарность носит не абсолютный, а относительный характер; например, школьник одарён в математике выше среднего, хотя не отстаёт и по гуманитарным предметам. В отдельных случаях диспропорция в способностях выглядит карикатурно. Так, основатель отечественной санскритологии К. Коссович самоучкой необыкновенно быстро и полно осваивал живые и мёртвые восточные языки, но при этом всегда обнаруживал совершенную несостоятельность в математике. Расплачиваясь за покупки, он вынимал имевшиеся у него деньги и предлагал продавцам самим отсчитывать нужные суммы. Оперировать цифрой 7 ему вообще не удавалось. Обычно же у взрослых незначительный дефицит в одной из сфер интеллекта незаметен, поскольку она редко определяет профессиональную деятельность, а в быту достаточны самые посредственные способности. Вместе с тем избирательная интеллектуальная неполноценность иногда сказывается именно на способностях к организации и ведению практической, бытовой деятельности при хороших способностях к решению отвлечённо-теоретических задач. Разумеется, может наблюдаться недостаточность всех интеллектуальных способностей, но, в отличие от умственной отсталости, и в этих случаях отмечается неравномерность дефицита в тех или иных сферах интеллекта.
Ввиду усиления парциальной интеллектуальной недостаточности в период (суб)депрессий она легче распознаётся и заметна по субъективно и объективно отмечаемым затруднениям в выполнении специфического типа умственной операции, например счёта, или понимании логики устного или письменного сообщения, или в подборе подходящих слов при общении и пр. Обычно она выступает в виде характерного, типичного для каждого конкретного случая расстройства, сквозной особенности умственных способностей, которая становится более заметной во время рецидивирующих на протяжении всей жизни депрессивных состояний, имеющих как реактивную, так и эндогенную природу. Например, одной из пациенток зрелого возраста, находившейся на менеджерской работе, в периоды субдепрессий было явно трудно оперировать цифрами. При этом она отмечала, что некоторая склонность путать цифры наблюдалась у неё ещё со школьного возраста, особенно часто она путала тогда цифры 4 и 6, хотя в то время на объективных успехах в школе эта её особенность практически не отражалась.
У других пациентов, особенно при достаточно лёгкой интеллектуальной несостоятельности в рамках субдепрессий, трудно найти указания на её неполноценность вне болезненных эпизодов. Например, одна из пациенток во время многократных субдепрессивных состояний продолжала формально удовлетворительно справляться с работой, однако при этом у неё всегда появлялись затруднения в случаях подготовки к аналитическим докладам по своей специальности. Чтобы справиться со своей задачей, ей приходилось накануне своего выступления раскладывать перед глазами на многочисленных листах бумаги одновременно все необходимые статистические таблицы и материалы. Только после этого пациентка овладевала материалом доклада в достаточной степени и могла излагать его столь же свободно, как и в интермиссиях, когда указанный подготовительный технический приём ей не требовался. Другой пациент (молодого возраста) отмечал, что во время транзитор- ных (5—7 дней) субдепрессий у него «коверкаются» слова: в некоторых из них заменяются буквы.
Разумеется, это не означает, что аналогичные весьма своеобразные проявления интеллектуальной недостаточности не могут выявляться и вне субдепрессий уже с детского возраста. Например, у одного ученика начальной школы всегда отмечались трудности с домашней подготовкой к пересказу английского текста: для того чтобы понять этот текст (а без понимания пересказ был невозможен), ему приходилось переводить его непременно в письменной форме. Устный перевод не позволял ученику осмыслить текст в достаточной для пересказа полноте. Необходимость зрительного восприятия материала, требующего осмысления, здесь в принципе соответствует отмеченной в предыдущем примере.
Продуктивность в некоторых видах деятельности может резко снижаться при дополнительных психологических нагрузках. Так, у одной ученицы начальной школы в период депрессии (будь то в школе или дома) необходимость контролировать правильность своей артикуляции во время чтения вслух приводила к непониманию содержания. Затруднений в чтении про себя и арифметике она при этом не испытывала.
Довольно затруднительно бывает судить об интеллектуальной недостаточности по оценке способностей к запоминанию, поскольку память в значительной степени определяется своим эмоциональным компонентом, т.е. индивидуальными эмоциональными предпочтениями в когнитивной сфере. Тем не менее иногда характеристики памяти, видимо, позволяют установить, что способности к образному мышлению явно не соразмерны возможностям оперирования фактическим материалом. Так, 55-летний пациент смолоду отмечал у себя относительно слабую память на лица по сравнению с памятью на цифры, события, имена и пр. В период затяжной непсихотической депрессии, протекавшей амбулаторно, он заметил, что не узнаёт своих знакомых при встречах на улицах его родного города, пока те сами к нему не обратятся.
О недостаточности организации когнитивных процессов очень часто свидетельствуют признаки некритичности. Клинически она устанавливается по непродуманности тех конкретных жизненных аспектов, которые объективно значимы для индивидуума и в силу этого требуют должного понимания. Смысл этой психопатологической категории заключается, таким образом, в недопонимании реальности не за счёт снижения интеллекта, а вследствие игнорирования объективности и придания неадекватно большого значения субъективным представлениям и мотивам (см. раздел «Патология когнитивной сферы: некритичность). О нарушении организации когнитивной деятельности свидетельствуют и такие феномены, как соскальзывания или аморфность мышления. Как и некритичность, а также парциальная интеллектуальная недостаточность, они могут становиться заметнее в своих проявлениях во время эпизодов обострения психопатологического диатеза (особенно с маниакальной симптоматикой).
Эмоциональная недостаточность при психопатологическом диатезе обычно не настолько значительна, чтобы оправдать квалификацию шизоидного склада личности, поскольку заметнее бывают другие характерологические черты. (Таким образом, неглубокая эмоциональная недостаточность — транстипологический признак, а более значительная — типологический.) От шизофренического дефекта она отличается врождённым, а не приобретённым характером.
Зачастую различия в «эмоциональности» предполагают только по интенсивности, без учёта различий в выраженности её отдельных компонентов. Так, об эмоциональной обеднённости судят по отдельным реакциям или изолированным отношениям (к определённой группе лиц или даже к кому-то одному, например к матери, к тем или иным условиям или аспектам жизни, видам деятельности). Такой подход чреват ошибками. (Собственно, и оживление эмоций в рамках гипоманий иногда крайне однобоко: один только кверулирует, другой заводит романы, у третьего резонирующая мания.) Для более точной оценки эмоциональности необходимо планомерное определение её компонентов. При этом следует иметь в виду два варианта эмоциональной неполноценности: общую (т. е. относительно равномерную обеднённость) и парциальную.