О физиологической психической норме пока представляется воз­можным говорить только как о случаях отсутствия психической пато­логии. Под психической же патологией следует понимать хотя бы одно из двух следующих явлений. Во-первых, это такое отчётливое изме­нение психической деятельности, которое не соответствует условиям внешней среды, возрасту и (или) врождённым личностным особеннос­тям индивидуума. Иными словами, это возникновение психиатричес­ких симптомов. Во-вторых, это врождённые, постоянные особеннос­ти психического функционирования, которые качественно идентичны тем, которые наблюдаются у других больных при приобретенных на­рушениях, оговоренных в первом пункте (врождённая симптоматика). Не существует специфической врождённой симптоматики, которая не могла бы развиться и в зрелом возрасте. Да и трудно себе предста­вить, чтобы за короткий период внутриутробной жизни сложились условия такого нарушения психического функционирования, которое было бы невозможно на протяжении всей последующей жизни. Нару­шения, наблюдаемые в раннем детском возрасте, представляют собой специфические проявления или специфические последствия не специ­фической для какого-то возраста психиатрической симптоматики. Так, протодиакризис (люди привлекают к себе внимание больного ребёнка не больше, чем предметы обстановки) — признак эмоциональной обед- нённости (контакт взора для взрослых — не только эмоциональная пот­ребность, но и усвоенное правило поведения при общении); симптом тождества (беспокойное недовольство при изменениях в обстановке, одежде и пр.) — возможный вариант неофобии; задержка психического развития — последствие эмоциональной или когнитивной патологии.

Следует подчеркнуть, что психиатры имеют дело именно с наруше­ниями психических функций, а не с конкретными механизмами пора­жения мозгового субстрата. Поэтому корректная аналогия в соматичес­кой медицине тоже должна проводиться на функциональном уровне: не бывает врождённых расстройств функций в соматической сфере, ко­торым не соответствовала бы возможность такого же нарушения функ­ций, но приобретенного характера. Например, представляющая собой изначальное недоразвитие ткани аплазия на функциональном уровне равнозначна её атрофии, которая возможна в любом возрасте. Апиг- ментация участков кожи может быть врождённой, а на функциональ­ном уровне ей аналогичны участки депигментации, например, после ожогов. Разумеется, здесь речь идёт лишь о принципиальном сходстве, а не о клинических особенностях, позволяющих провести клиничес­кую дифференциацию врождённой и приобретенной патологии. И ди­намика проявления признаков расстройства, и конкретное сочетание симптомов при врождённой и приобретенной патологии могут сущес­твенно различаться. Однако несмотря на специфичность комбинации нарушений при синдроме Марфана (голосовые и со стороны глаз, мы­шечная слабость, интеллектуальная недостаточность с вялостью по­буждений), они встречаются и в качестве приобретенных нарушений, хотя бы и порознь.

Прежде чем охарактеризовать два указанных выше критерия психи­ческой патологии, следует отметить два вытекающих из них следствия, важных для диагностической практики. Во-первых, заключение о пси­хической патологии может быть только индивидуальным, поскольку нужно учитывать особенности конкретной ситуации и конкретной личности. Во-вторых, сравнительный анализ, лежащий в основе такого заключения, подразумевает возможность его выполнения в ряде слу­чаев исключительно специалистами-психиатрами, которые, например, должны знать о видах проявления временных изменений психическо­го функционирования, чтобы выявить наличие неглубоких врождён­ных личностных аномалий, хотя в других случаях психическая пато­логия может быть очевидной и для дилетантов. Кстати, задача специ­алистов — не только выявлять, но и отвергать патологию, независимо от мнения общественности.

Иногда психические нарушения соответствуют лишь одному из кри­териев психической патологии. Например, деменция отвечает только первому из них, а умственная отсталость — только второму. Однако при функциональной психической патологии (диатезе и шизофрении) вы­полняются одновременно оба вышеназванных критерия. Реактивные, эндореактивные и эндогенные (аутохтонные) эпизоды психического расстройства, а также нажитой шизофренический дефект отвечают первому критерию психической патологии, а врождённые личностные аномалии, как транстипологические, так и типологические, — второму.

Развиваясь без видимых внешних причин, т. е. неадекватно ситуа­ционным условиям, аутохтонные состояния, будь то в рамках психопа­тологического диатеза или шизофрении, уже самим фактом своего воз­никновения с достаточной очевидностью отвечают первому критерию психической патологии. С реактивными состояниями дело обстоит гораздо сложнее. Здесь психиатру, исходя из своего житейского и кли­нического опыта, для определения неадекватности реакций приходится соотносить их интенсивность и (или) продолжительность с обусловив­шим их поводом, учитывая при этом его не усреднённую, а индивиду­альную значимость в каждом конкретном случае. Это два из трёх кри­териев патологической реакции К. Шнайдера. Третий (нуждающийся в дополнительных оговорках) критерий заключается в возможности развития качественно аномальных феноменов при патологической ре­акции в отличие от психологической.

Неоправданной оценке психологических реакций как патологичес­ких в существенной мере способствует социальная значимость чрезвы­чайных событий, привлекающих внимание общественности, таких как стихийные бедствия, техногенные катастрофы, терроризм или военные действия. Психиатры участвуют в оказании помощи пострадавшим, а страдание они по привычному для себя шаблону квалифицируют ис­ключительно как «расстройство», т.е. как патологическое состояние. В психиатрической литературе при описании типичного психического состояния в таких случаях не обсуждается необходимость дифферен­циации, с одной стороны, психологических реакций, которые могут сопровождаться рентными установками, но возобновляться только при повторении аналогичных тяжёлых стрессовых событий, а с другой — истинных психических расстройств, имеющих тенденцию к более за­тяжному течению и рецидивированию как при наличии стрессоров са­мой разной интенсивности, в том числе малозначительных, так и ауто­хтонно. Исследователи реакций на катастрофы выделяют, в частности, определённый стереотип их развития, который считается характерным для этой «патологии»: вслед за страхом следует период напряжения, сменяющийся в дальнейшем калькуляцией потерь. В результате анали­за переживания любого пугающего события эмоционально сохранной личностью нетрудно убедиться, что такая последовательность в равной мере характерна и для психически здоровых лиц, т. е. не специфична для психической патологии. Как только водитель осознаёт, что явно не справляется с управлением автомобиля на опасном повороте, он ис­пытывает страх. Оказавшись за обочиной, он уже не чувствует страха, потому что опасность миновала, но на душе сразу легко не становится. В этот период психологического напряжения могут быть выраженны­ми его вегетативные проявления (тремор, потоотделение). По мере об­легчения состояния человек всё больше задумывается о последствиях: нужен ли ремонт автомобиля, сколько времени это займёт и сколько потребуется средств, можно ли обойтись в это время без своей маши­ны и пр. Целесообразность психиатрической помощи при катастрофах, разумеется, не может служить критерием патологичности реакции. Эта целесообразность оправдана с гуманитарных позиций (т. е. речь идёт о нарушении социально-гуманистической нормы).