Бертранизм (некросадизм). От имени Бертрана — французского сержанта, ставшего героем скандального судебного процесса, обвинявшегося в глумлении над трупами. Встречается у служителей моргов, специально устраивающихся на эту невеселую работу, для них характерна особая жестокость в обращении с тру­пами, которые часто обезображиваются, расчленяются на части.

То же самое отмечалось у Чикатилло в числе многих иных парафилий. Вы­резал у трупов убитых им детей и женщин молочные железы, части лица, внут­ренние и наружные половые органы, затем варил их в котелке и поедал. У Чика­тилло диагностировались: педофилия, фетишизм, садизм, некрофилия и некро-

садизм, людоедство. Со случаями мазохизма нам встречаться не пришлось. Только однажды при консилиумном разборе одного юноши мы заподозрили мазохизм, обнаружив на животе множественные небольшой глубины следы от колюще-режущих ранений. Пациент не мог объяснить причинение самому себе ножевых ранений. Никаких признаков эндогенного психического заболевания не выявлялось. О своей интимной жизни сообщал очень неохотно и скупо, явно что-то скрывая. Как одно из проявлений мазохизма описывается питье, обню­хивание мочи (уролагния). Подобные действия с иными жидкостями (купание, мытье, питье, обливание и т.д.), в том числе и с мочой, называются еще синдро­мом Эллиса (1910).

В сборную группу других расстройств сексуального предпочтения (F65.8) вхо­дят самые различные случаи парафилий, встречающихся реже. Между прочим, это отнюдь не очевидно. Так, например, в МКБ-10 в данную группу включается такое расстройство, как зоофилия, хотя это, пожалуй, было самым часто описыва­емым девиантным сексуальным предпочтением в древности. Множественные па­мятники древней литературы включали описания сексуальных отношений между человеком и животными, начиная с «Золотого осла» Апулея и «О природе вещей» Лукреция и заканчивая библейскими сказаниями и легендами. Современные слу­чаи зоофилии случаются не с пастухами и не среди полей зеленых, а в респекта­бельных особняках со скучающими от безделья молоденькими женами некото­рых денежных магнатов.

Как-то раз по «телефону доверия» позвонила дама с нелепым, на первый взгляд, вопро­сом: не смогли бы мы порекомендовать опытного дрессировщика собак ? Она, мол, купила щенка дога и хотела бы вышколить его по всем правилам искусства. На наше предложе­ние обратиться по объявлениям в клубы собаководства дама уклонилась от дальнейшего обсуждения на собачью тему и вдруг начала рассказывать историю, случившуюся с ее подругой. Мол, подруга, вернувшаяся недавно с Лазурного Берега, поделилась с нею неви­данным удовольствием, которое испытала та при орально-сексуальных отношениях со специально обученным догом. Теперь звонившая дама тоже решила заполучить во что бы то ни стало дрессированного специфическим образом кобеля. На вопрос врача, а зачем ей это нужно, собеседница с жеманными и капризными интонациями сообщила, что изныва­ет от скуки и безделья, и ей хотелось бы поразвлечься.

Р. Краффт-Эбинг в 1896 г. описал особый вил данной парафилии — эротичес­кую зоофилию, при которой больные испытывают наслаждение при рассматрива­нии животных, обращении с животными. При этом как таковое стремление к половому акту отсутствует. Проявляется при верховой езде, дрессировке, уходе за животными — мытье, чистке, просто рассматривании животных [42].