1. Единичные узлы щитовидной железы, как правило, доброкачественны. Тем не менее ВН в каждом случае требуется проведение об­следования с целью исключения злокачественного новообразования. Кроме того, даже если узел при­знан доброкачественным, требуется длительное наблюдение для выяснения его функциональной активности и скорости роста. Узлы с повышенной автономной функциональной активностью могут привести к развитию тиреотоксикоза. Во взрослой популяции узлы щитовидной железы встречаются с частотой 1-5%, причем у женщин эта патология встречается в четыре раза чаще, чем у мужчин. Частота злокачественного перерождения единич­ных узлов колеблется между 0,1 и 0,2%.
  2. Хотя для идентификации природы узла щитовидной железы предложено множество методик, самой информативной и наи­менее дорогостоящей из них является аспирационная биопсия, если она проводится опытным специалистом. Аспирационная биопсия, выпол­няемая с помощью пункционной иглы, предпочти­тельнее открытой биопсии, поскольку хирургиче­ское вмешательство несет в себе риск поврежде­ния анатомических структур шеи, особенно если учесть, что подавляющее число единичных узлов щитовидной железы являются доброкачественны­ми. Были предложены и другие первичные тесты для исключения рака щитовидной железы, вклю­чая проведение функциональных проб (рак обыч­но отличается снижением функции, и, таким обра­зом, результат теста оказывается нормальным), радиоизотопное сканирование щитовидной желе­зы (узлы щитовидной железы на сканограмме представляются “холодными” участками) и ульт­развуковое исследование (кистозные поражения редко оказываются злокачественными). Однако все эти тесты неспецифичны, поскольку отличаю­щиеся повышенной активностью участки пораже­ния (“горячие” узлы) могут быть канцероматозными, “холодные” узлы зачастую оказываются доброкачественными, а кистозные узлы изредка бывают злокачественными. Все перечисленные тесты могут применяться как дополнительные в оценке свойств узла, но они бесполезны в диф­ференциальной диагностике доброкачественных и злокачественных новообразований.
  3. Аспирационная биопсия с помощью пунк­ционной иглы особенно важна, когда уда­ется поставить окончательный цитологи­ческий диагноз, что случается в 60-80% случаев всех биопсий. В остальных 20-40% результаты цитологического исследования остаются неясны­ми, но у приблизительно четверти таких больных в последующем обнаруживается злокачественная опухоль щитовидной железы. Следовательно, при получении неясного результата аспирационной биопсии надо считать, что у больного имеется зло­качественное поражение железы, и такие больные подлежат открытой биопсии. Самой частой фор­мой злокачественного поражения щитовидной же­лезы является папиллярный рак, который отлича­ется лучшим прогнозом. Приблизительно в 50-60% случаев рака опухоль является папил­лярной или смешанной папиллярно-фолликуляр­ной карциномой. Еще 25% злокачественных узлов щитовидной железы представлены фолликуляр­ными карциномами. При аспирационной биопсии не всегда можно получить достаточное количество материала для дифференцирования между добро­качественной фолликулярной аденомой и фолли­кулярным раком щитовидной железы. Фоллику­лярный рак часто отличается от фолликулярной аденомы лишь разрастанием сосудов и капсуляр­ной ткани, что можно обнаружить только при от­крытой биопсии щитовидной железы. Недиффе­ренцированная карцинома встречается в 15% всех случаев рака щитовидной железы, а медуллярный рак — в 5%. Метастазами рака иной локализации щитовидная железа поражается редко. Такое метастазирование чаще всего встречается при лимфоме, и диагностировать это поражение можно, также выполнив пункционную аспирационную биопсию щитовидной железы.
  4. Если результаты пункционной аспирационной биопсии неадекватны или двусмысленны, то диагностика доброкачественного поражения щитовидной железы проводится мето­дом исключения (см. пункт 3). Ошибка может возникнуть при аспирации пробы, особенно если узел больших размеров. Перед тем как узел будет признан доброкачественным, необходимо выпол­нить несколько аспирационных биопсий из раз­ных участков узла. К факторам риска, которые должны склонить клинициста к хирургическому вмешательству, относятся любое распространение процесса на голову и шею (например, появление акне, увеличение вилочковой железы, увеличение миндалин), пол (злокачественные новообразования встречаются у мужчин в два раза чаще, чем у жен­щин), возраст моложе 20 и старше 60 лет, данные семейного анамнеза (медуллярный рак), пальпируе­мые или твердые, спаянные с окружающими тканя­ми лимфатические узлы. Больных с факторами риска злокачественного новообразования следует направлять на хирургическую операцию удаления узла с последующим его гистологическим иссле­дованием, а не проводить периодические обследо­вания с целью выявления динамики заболевания.

Узел щитовидной железы