Для того чтобы произошла передача инфекции, больной туберкулезом должен выделять в воздух зараженные частицы. Это возможно только в случаях туберкулеза органов дыхания. Среди пациентов больных туберкулезом легких не все в равной степени могут распространять инфекцию.

Количество туберкулезных палочек, обнаруживаемых в образцах мокроты при микроскопическом исследовании, определяет заразность пациента. Результат ми­кроскопического исследования мазка мокроты может быть отрицательным, если в 1 мл мокроты больного будет менее 5 тыс. бактерий, в то же время вероятность обнаружения микобактерии составляет 95%, если в 1 мл мокроты содержится более Ю тыс. бактериальных клеток. Поэтому микроскопическое исследование мазков является достаточно чувствительным методом для выявления наиболее заразных (контагиозных) больных, но для диагностики туберкулеза не является высокочув­ствительным.

При оценке опасности для окружающих больных туберкулезом с различными вариантами лабораторных данных (положительный мазок, отрицательный мазок, положительная культура, отрицательная культура) было установлено, что больные туберкулезом легких с положительными результатами микроскопии мазка мокроты были значительно опаснее, чем пациенты, у которых была выделена только культура микобактерий туберкулеза. Результаты исследования оценивали по количеству по­ложительных туберкулиновых проб у детей, находившихся в контакте с больными туберкулезом. Исследование, проведенное в Сан-Франциско с помощью молекулярно-биологических методов, показало, что относительная частота передачи инфекции пациентами без бактериовыделения по сравнению с больными, выделяющими мико­бактерий во внешнюю среду, составила 0,22, т.е. приблизительно одну пятую часть всех случаев передачи туберкулеза.

Кроме того, следует отметить, что вероятность инфицирования уменьшается при отдалении контактного от источника инфекции. В ситуации, когда число случайных контактов больного значительно превышает число восприимчивых лиц, абсолютное число человек, которые могут быть заражены источником инфекции, не имея с ним тесного контакта, может быть значительным и даже превышать число зараженных среди тех, кто имел с источником тесные контакты.

Особенностью современного туберкулеза является выделение микобактерий туберкулеза с высокой устойчивостью к противотуберкулезным препаратам. Культуры, выделенные от больного, характеризуются как:

• монорезистентные, при наличии устойчивости только к одному (любому) ПТП;
  • полирезистентные — устойчивость к двум и более ПТП (за исключением сочетанной устойчивости к изониазиду и рифампицину);
  • с множественной лекарственной устойчивостью — условно выделенная катего­рия полирезистентных культур, где одновременно определяется устойчивость к изониазиду, рифампицину и другим ПТП.

Это два наиболее активных противотуберкулезных препарата J ряда, играющие ведущую роль в антибактериальной терапии больных туберкулезом. По данным МЗ РФ, в настоящее время в России около 13% впервые выявленных больных с откры­той формой туберкулеза выделяют МВТ с множественной лекарственной устойчи­востью микобактерий.