В многочисленных исследованиях, выполненных в последние годы, были детально изучены полезные свойства зерновых и овощей, а также сложных углеводов в целом. Одно из качеств этих продуктов,» выражаемое термином «волокна», приобрело широкую известность благодаря их способности предотвращать болезни и обновлять организм;. Кроме того, входящие в эту группу продукты содержат уйму белка, а также множество витаминов и минералов, то есть они гораздо более питательны, чем обычно считается.
В США рекомендации в пользу злаково-овощной диеты, основанной на азиатских традициях, часто отождествляют с макробиотикой— особой философией питания, сосредоточенной на достижении здоровья и долголетия путем соблюдения определенных жизненных принципов. Один из основателей макробиотики, Джордж Озава, считал всякого действительно здорового и счастливого человека потенциальным долгожителем, независимо от того, чем он питался. Подобная позиция согласуется с нашей точкой зрения, которая придает особое значение не еде, а Сущности в каждом аспекте реального мира, включая еду.
Мы согласны с основными рекомендациями макробиотики относительно нерафинированных местных продуктов, использования минимального количества продуктов животного происхождения, и признаем выбор пищи, ее приготовление и сам процесс еды искусством исцеления. «Однако уже в ранний период существования макробиотики отмечалось, что соленые продукты и длительное приготовление пищи приводят к повышению ян (см. главу «Инь, ян и за их пределами»). Для американцев эта система не работала столь же последовательно, как для сравнительно небольшой группы японских макробиотиков. Диетическая несовместимость с определенной частью населения Запада сегментом западной популяции, даже с некоторыми вегетарианцами, была результатом макробиотической системы диагностики и анализа продуктов, которая использует крайне обобщенную, нетрадиционную систему инь/ян. Такая система удобна, если надо решите какие группы продуктов полезны в цели однако она почти неприменима к сложным вопросам здоровья и приводит часто противоречивым свойствам какого-либо отдельного продукта.
Представленная в этой книге система основана на традиционных китайских теориях инь/ян, режимах лечебного питания и системах использования лекарственных трав, которые 6ыда разработаны на протяжении тысяч лет. Будучи одень совершенной и полной, такая система предоставляет больше возможностей исцеления и профилактики заболеваний. В последние годы постоянно растет количество приверженцев макробиотики, осознавших необходимость принятия более всесторонних систем — таких, как описанные в этой книге.
Как традиционная китайская, так и индийская аюрведическая система все еще используются с поразительной точностью для диагностики болезненных состояний и классификации продуктов как лекарств. Мы заранее выбрали аювердическую систему, так как ее лечебные средства и диагностические методы больше подходят для климата Северной Америки. Соединение китайского искусства врачевания с основами современной нутрициолодаи и аюрведой в этой книге позволяет гибко и с удивительной легкостью использовать ее для работы. Для получения дополнительной информации о восточных медицинских системах см. китайские и аюрведические термины в Приложении.
Действительным преимуществом жизни в развитой стране с активной торговлей является широкое распространение многих продуктов питания — не только наших собственных, но и заграничных. По всей торговой Америке можно встретить магазины, где продаются неочищенные зерна злаков, не опрысканные фрукты и овощи, хлеб на натуральной закваске, макаронные изделия надельного зерна, органические (выращенные без химикатов) орехи и семена, а также такие качественные традиционные восточные продукты, как мисо,темпе, тофу, амасаке и новые разновидности водорослей. Кроме тощ, восточноазиатские продукты очень часто уже не везут из Азии*,Теперь их производят многие процветающие европейские и американские компании. К примеру, в Америке производится множество видов соевой пасты мисо, и качество ее обычно гораздо выше, чем у той, которую покупает средний японец.
Теперь, когда общество уже знает что сложные углеводы должны играть более значительную роль в нашем питании, вполне естественно, что Западу есть что позаимствовать из опыта Дальнего Востока. На протяжении многих веков восточная кухня не была по преимуществу мяса, а в ряде регионов эта традиция сохраняется и сегодня.