Инь-ян по сути описывают все существующие явления. И хотя некоторые люди могут говорить, что не верят в философию инь-ян, тем не менее эти понятия — просто описания легко наблюдаемых процессов: день сменяется ночью, молодость—старостью, каждое время года — следующим
Теория инь ян была широко использовалась в истории Восточной Азии, а в последние 70 лет ее различные модифицированные версии применялись историками и психологайи, включая АрнбЛьда Тойнби и Карла Юнга, и политическими лидерами, такими как Мао Цзэдун и Карл Маркс, которые тщательно изучали дальневосточную философию, прежде чем развить свои собственные учения.
Как показывает история, любая идея или план (например, политической стратегии, экономической реформы или диеты), основанные на косной структуре, которая не меняется вместе с людскими потребностями, обречены на провал. Гармоничная и творческая приспособляемость является признаком правильного применения теории инь-ян, именно поэтому ее принципы мы выбрали для иллюстрации многих положений этой книги. Определения инь-ян являются основными и легкими для понимания. Мы призываем читателя применять их для осознания личных особенностей, необходимых для полного здоровья.
Преимущество данного метода анализа заключается в том, что он упрощает и унифицирует понимание всех вещей. Изначально принцип инь-ян утверждает, что все предметы или явления во Вселенной следует понимать как бесконечные пары противоположностей (инь и ян), которые взаимодействуют в соответствии со следующими принципами.
Источником инь и янь, а следовательно, и всех двойственностей является то, что едино и неизменно. Даже несмотря на то, что инь и янь описывают изменение и разделение, их источник постоянен. «Великий предел неподвижен», как сказал Шао Юн, китайский философ XI века. Эта же идея выражена в Библии фразой «Ибо Я — Господь, Я не изменяюсь» (Малахия 3:6).
Принцип ян является активным, а инь—пассивным, хотя ничто не является в чистом виде инь или чистым ян. Символ инь-ян изображает инь внутри ян в виде темного глаза в белой рыбе, и, наоборот, показано, что ян содержится в инь в виде белого глаза темной рыбы.
Чем является внутренность человеческого тела — инь и янь? Простая мудрость китайских учений гласит: для того чтобы понять нечто, сначала необходимо рассмотреть его противоположность.
К примеру, внешняя сторона тела, включая конечности, определенно является более активной и более янь, чем внутренняя его часть( котораяютносительно темная и спокойная. Следовательно, внешняя сторона тела представляет собой ян, & внутренняяинь (представленная темным глазом в белой рыбе). Однако если снова взглянуть на внутреннюю часть, то мы увидим, что она снабжает тело основным количеством тепла и энергии (ян) для осуществления внешних процессов — т. е. перед нами пример ян внутри инь (белый глаз темной рыбы). «Янь внутри инь и «инь внутри ян» — это просто наблюдение того, что все вещи в своей глубинной сути часто являются противоположностью того, чем они кажутся на поверхности.
Чтобы легче было представить, янь традиционно ассоциировался с огнем, а инь с водой. Рассмотрим пару «расширение» и «сжатие». Согласно физическим теориям, большинство веществ при нагревании расширяется; а при охлаждении сжимается. Процесс расширения требует больше тепла и энергии, следовательно, расширение представляет собой ля. Как только вещество расширилось, оно уже меньше наполнено энергией, а значит, становится более инь. Многие знают, что овощи, когда они вырастают большими, в значительной степени теряют свой характерный вкус (как, например, цуккини); однако водянистые инь овощи способны восстанавливать баланс у людей с чрезмерным ян. Из-за того что семена, в частности зерновые, — очень концентрированные продукты, желательно, чтобы они стали побольше, и в этой книге рекомендуется предварительно замачивать их, прежде чем готовить. Для перегретых людей (слишком горячих и сухих), могут идеально подойти полностью проросшие семена. Использование слишком крупных овощей и фруктов, выращенных с помощью химических стимуляторов, частично компенсируется другой крайностью — чрезмерным употреблением такшйшнцентрированных продуктов, как мясо и яйца. Подобное «балансирование» крайностей, как правило, со временем оказывается безуспешным.
Для четкого понимания инь и ян давайте сначала рассмотрим, что есть что, а уж потом будем судить, что «хорошо», а что «плохо». Для здоровья главное — стремиться к «хорошему» и избегать «плохого», но если мы будем преждевременно и упрощенно судить о еде, мотивации других людей и т. д., то можем упустить реальный смысл ситуации. Инь ж янь — это выражение вселенской справедливости. Со временем они проявляют себя в совершенном балансе; шаг за шагом учиться искусно и мирно жить означает признать это совершенство.
Если преобладает либо инь либо янь, то одно из них, которое в избытке, склонно «поглотить» второе. К примеру, избыточный жар в организме высушивает жидкости, вызывая жажду, сухость глаз и кожи и склонность к запорам. Наиболее обычный путь к выработке избыточного жара — диета, основанная на мясе, в сочетании с тяжелой физической работой. Избыток инь в теле вследствие чрезмерного потребления жидкостей и пищи в огромной степени снижает энергию и жар тела. Избыточная энергия расходуется на переваривание избытка пищи, особенно если эта пища — охлаждающая.