• Многие ранние привычки грудного ребенка закладываются во время груд­ного вскармливания. Если мать спокойна и питается цельными продуктами, дитя получает не только молоко, но и опыт гармоничного качества матери и ее питания. Китайская народная медицина утверждает, что если молоко сердитой женщины поместить на солнечный свет, оно высохнет и станет фиолетовым (обычное молоко остается белым).
  • Когда ребенок подрастет, он будет выбирать еду в зависимости от того, ка­кую твердую пищу он получал первой. Если вы с самого начала даете своему ребенку еду с подсластителями, растительным маслом или солью, он всегда будет испытывать тягу к сладкому, жирному и соленому.
  • После того как вы отняли ребенка от груди, продолжайте питаться качествен­ными продуктами — ваши дети почувствуют это, и им будет проще принять ваше стремление кормить их цельной, питательной пищей. '
  • Прислушивайтесь к потребностям ваших детей и позволяйте им менять свои модели питания. Когда они подрастут, дайте им возможность самосто­ятельно выбирать из имеющихся продуктов и помогите им разобраться, как различные продукты влияют на их поведение, какая еда делает их больными или здоровыми.
  • Часто наиболее важным фактором в питании ребенка является связанная с трапезой гармоничная атмосфера. Отношения в семье укрепляются, когда ее члены собираются вместе за обеденным столом хотя бы один раз в день. Когда взрослые благословляют пищу, берутся за руки, образуя круг, или на­слаждаются выбором предобеденных песен — все это добавляет много смысла в жизнь ребенка, а также помогает ему сформировать правильное отношение к еде. Никогда не жалуйтесь, не сердитесь и не спорьте во время еды.
  • С самого раннего возраста учите детей хорошо жевать или, по крайней мере, держать еду во рту, чтобы она смешалась со слюной. Жуйте вместе, чтобы ребенок получал удовольствие.
  • Если родители заставляют детей есть слишком много или слишком быстро, или когда они возбуждены или устали, дети могут стать привередливыми к еде. Будьте гибкими и дайте детям играть или отдыхать, пока они не про­голодаются, или позвольте им пропустить какую-то еду. У маленьких детей маленький желудок. Давайте им маленькие порции и при необходимости питательные закуски.
  • Иногда еда бывает слишком грубой, сырой или просто скучной. Попытай­тесь сделать пищу более интересной и вкусной. Не заставляйте детей есть только потому, что вы считаете ее полезной. Иногда дети теряют аппетит на несколько дней, и это нормально.
  • Чтобы стимулировать творческий потенциал и интерес ваших детей к еде, позвольте им помогать вам готовить пищу (перемешивать, лепить из теста забавные формы и т. д.). Сделайте главный прием пищи самым'интересным и важным.
  • Подавайте небольшие порции, и пусть ваши дети попросят добавки, или позвольте им самим наложить себе еду.
  • Не подкупайте вашего ребенка десертом в качестве награды за еду или хоро­шее поведение. Если вы сделаете лишение десерта наказанием, то тем самым внушите ребенку мысль, что десерт — это особенная, но запрещенная пища. Давая сладости в качестве награды за хорошее поведение, вы учите детей отождествлять еду — особенно сладости — с эмоциональным воспитанием, а не с биологическим развитием, в результате чего возникают всевозможные нарушения питания.
  • Новую пищу вводите в рацион ребенка небольшими порциями. Если он воз­ражает, не настаивайте и в следующий раз попробуйте дать меньше. (Не удив­ляйтесь, когда ребенку однажды понравится эта еда.)
  • Попросите друзей и родственников давать ребенку не сладости или «пустые калории», а более питательные закуски или десерты.
  • Когда дети изменяют свою модель питания, это может быть нормальным этапом развития или первым признаков болезни. В такой ситуации лучше дать ребенку простую еду и позволить ему отдохнуть, пока это не пройдет, или же обратиться за помощью к доктору.