После рассмотрения сезонности в главах о пяти стихиях начинают рассматриваться основные положения и диагностические методы, используемые в китайской физиологии организма; приведены лекарства для наиболее широко встречающихся синдромов каждой системы органов. Поэтому взаимосвязи пяти
стихий показаны с рабочей точки; мы увидим, что связанные области отвечают на изменения, происходящие в любой из областей. Например, при улучшении функционирования печени также улучшатся другие категории, перечисленные под Деревом. Пациент, несомненно, станет более терпеливым и менее раздражительным, должно улучшиться его зрение, сухожилия и связки должны стать сильнее и гибче, могут исчезнуть проблемы с желчным пузырем и т. д. В свою очередь, развитие терпения и укрепление связок и сухожилий пойдет на пользу печени. Очевидно, что такие простые и легко заметные связи между нашими симптомами и внутренними органами оказывают неоценимую помощь для установления диагноза. Особое значение придается профилактике, поскольку пять стихий и другие методы оценки из данной книги обычно указывают на едва заметные нарушения задолго до приступообразного ухудшения течения болезни.
Циклы Созидания и Управления
Как упоминалось ранее, важны соответствия не только с каждой стихией, но и влияние стихий друг на друга. Китайская физиология очень подробно описывает методы этого воздействия. Сокращенным способом запоминания и использования этих влияний являются циклы Создания и контроля пяти стихий. Ниже Представлено введение в этИ циклы, как они объясняются в трактате Нэй цзин, который мы называем «Каноном о внутреннем». > <
Цикл Созидания Дерево горит для возникновения Огня, чья зола растворяется в Земле, в которой зарождаются и добываются Металлы, которые обогащают Воду, которая питает деревья (Дерево).
Цикл созидания. Отметьте для себя, каким образом на предыдущей схеме органы соответствовали различным стихиям. Например, сердце соответствовало Огню, печень — Дереву и т. д. Цикл создания показывает, как один орган, называемый «материнским», «создает» или «питает» следующий, или дочерний, орган посредством усиления потока энергии.
Например, сердце усиливает свой дочерний орган — селезенку-под- желудочную железу, а селезенка-поджелудочная железа усиливают свой дочерний орган — легкие. Если какой- либо орган становится неполноценным, то это может привести к чрезмерному оттоку энергии от предыдущего (материнского) органа, который истощит его, и в то же время у него не будет возможности укреплять следующий, или дочерний, орган. Таким образом, одним из лучших способов укрепления сердца (Огня) в первую очередь является улучшение состояния его материнского органа — печени (Дерево).
Более того, недомогание из одного времени года может проявиться в следующем времени года. Например, диарея, происшедшая поздним летом, может осенью привести к бронхиту. Это происходит из-за того, что позднее лето соответствует Земле, которая также покровительствует селезенке-поджелудочной железе и желудку. Осень является тем временем года, в котором особая роль отводится Металлу и легким.
Цикл управления (разрушения). Этот цикл отражает процесс, в котором стихии «контролируют и уравновешивают» друг друга. Когда это уравновешивание нормально и целебно, то этот цикл может называться циклом контроля. Если это не так, то цикл контроля становится циклом разрушения. Это происходит тогда, когда орган становится чрезмерно активным или в некотором роде выходит за пределы нормы, а затем, вместо благотворного контролирования следующего органа в цикле контроля, атакует его.
Пример цикла управления. Почки в состоянии своего равновесия защищают сердце, поскольку поток инь из почек распространяется по всему телу и защищает сердце от воспаления.
Пример цикла разрушения. Почки, вызывающие чрезмерную задержку жидкости, ослабляют сердце (Вода может потушить Огонь). Эта взаимосвязь подтверждена современной медицинской наукой, и сейчас многие люди, имеющие проблемы с сердцем и кровообращением, такие как гипертония, принимают диуретики для выведения излишей воды.
В циклах создания и контроля мы видим динамику, свойственную пяти стихиям и их системам органов, — они не являются отдельными и неизменными объектами, это взаимосвязанные потоки энергии и веществ, которые находятся
в состоянии трансформации. Описанные в китайской физиологии потоки между органами включают энергию ци, жидкости, питательные вещества, эмоции и многие другие факторы, которые в норме работают гармоничным и упорядоченным образом.
Таким образом, в китайской физиологии в сочетании с теорией пяти стихий рассматривается человек в целом — функции организма, ткани и органы, а также мыслительные и эмоциональные аспекты представлены в виде соответствий, которые влияют друг на друга. Эта
упорядоченная система предполагает, что совершенство состоит во взаимосвязях всех вещей между собой, тем самым усиливая наше чувство целостности. Такое видение реальности вселяет надежду и порождает уверенность в том, что в противном случае может показаться полной случайностей и хаоса действительностью.