Недостаток инь и крови в сердце. Инь и кровь оказывают сходное действие на дух (шэнь). С точки зрения принципа ян для стойкости духа необходимы инь и кровь; в противном случае он «сбегает» из сердца, вызывая непрерывное блуждание мыслей. В более тяжелых случаях неустойчивость духа может приводить к бессоннице, потере памяти, неритмичному или ускоренному сердцебиению, избытку сна, иррациональному поведению или безумию. (Средства для стабилизации духа перечислены ниже.) Для различения не достаточности инь и крови нужно учитывать, что люди с недостатком инь, как правило, имеют незначительные признаки жара: ярко-красный язык и щеки, частый и слабый пульс, горячие ладони и стопы, резкое или нервное поведе­ние. Признаки малокровия: бледность языка, лица и ногтевых лож; слабый пульс и медлительность.

Часто считается, что повышенное давление и гипертиреоз частично вызы­ваются недостаточностью инь. Охлаждающие свойства инь также защищают сердце от воспаления. Очень часто недостаток инь возникает в связи с чрезмер­ной активностью печени, которая поглощает слишком много инь тела. Другой причиной может служить почечная недостаточность, поскольку почки являются основным источником как инь, так и ян. Для обогащения инь важно в первую очередь устранить любые возможные излишки печени (Ь. 382-394). Затем необ­ходимо избегать согревающих веществ, которые истощают инь: кофе, алкоголя, табака и других Веществ, перечисленных в разделе «Недостаточность инь почек». Средства, тонизирующие шъ почек, успешно нормализуют инь Сердца; особенно ценны свежие зародыши пшеницы, ядра пшеничного зерна (в пище или в виде чая из Ядер пшеничного зерна) и золотистая фасоль. В дополнение к растениям, применяемым при недостатке инь почек, можно добавить лукови­цы лилии (из семейства лилейных; по-китайски: байхэ) и/или сырой корень реманнии (Rehmannia glutinosa; по-китайски: шэн ди хуан). В главе «Стихия Металла» говорится о том, что луковицы тигровых лилий и луковицы других видов лилий взаимозаменяемы.

Малокровие чаще всего является следствием слабости селезенки-поджелудочной железы и/или почек (эти органы участвуют в кроветворении). Ос­новной план поддержания кроветворения приведен в разделе «Малокровие». Три растения, которые играют особую роль в обогащении крови и ее переносе к сердцу/включают корень дан гуй (Angelica sinensis), обработан­ный корень реманнии (Rehmannia glutinosa; по-китайски: гиу ди хуан) и корень красного шалфея (Salvia miltorrhiza; по-китайски: дань шэнь). Каждое растение должно приниматься по отдельности. Дан гуй в сочетании с обработанной ре- маннией является согревающим средством, которое особенно эффективно при состояниях с признаками холода. Корень красного шалфея, который относится к горьким растениям, полезнее применять при склонности к развитию застоя или избыточного слизеобразования в организме.

В последние сто лет стали преобладающими напряженные, гиперактивные аспекты личности, аспектам инь — восприимчивым, расслабленным, жен­ственным — и даже самой земле был нанесен урон. В ответ на это стихийно возросло количество идиоматических выражений в языке, которые, по всей видимости, отражают или даже усиливают связанные с инь процессы в орга­низме. Возникший в кругах народной музыки, а сейчас распространенный во всех слоях населения термин «спокойный» (хладнокровный, невозмутимый), который встречается во фразах типа «спокойно, без паники!», стал обозначать спокойного, собранного и расслабленного человека, и это четко указывает на то, как жидкости инь влияют на функционирование ума и духа.

Недостаток энергии цииянв сердце. Слабость этих начал приводит к встре- воженности духа с признаками дисбаланса сердца, такими как сильное серд­цебиение, неритмичный и слабый пульс, бледный язык и вялость. Недоста­ток ян (согревающего начала) также будет иметь признаки холода. Обычно современному человеку существенно не хватает энергии ци сердца или она распределяется в нем неравномерно. Ци направляет поток жидкостей и крови через сердце, в связи с чем слабый поток ци также вызывает упомянутые выше симптомы недостатка инь и крови.

К описываемым современной медициной заболеваниям, которые часто со­ответствуют признакам недостатка ци или ян сердца, относят затвердение и утолщение артерий сердца, сильные боли в груди, нервные расстройства, общую слабость тела и депрессию.

Ян сердца в значительной степени поставляется из почек, поэтому недоста­точность ян сердца связана с недостаточностью ян почек. Ци сердца проистека­ет из легких и селезенки-поджелудочной железы, в связи с чем слабость этих органов всегда вызывает недостаток ци сердца. Такие проблемы могут быть также частью патологического процесса застоя печени, который препятствует плавному распространению ци в сердце.

Помимо уже изложенных дисбалансов органов существует более фундамен­тальная причина слабого потока ци — это слабость духа. В китайской медицине считается, что дух управляет ци, поэтому его свойства влияют на плавность и мощь потока ци.

Сильный поток ци часто наблюдается у йогов и приверженцев тайцзицюань, которые могут значительно влиять на свое сердцебиение и другие жизненно важные функции, поскольку их практики усилива­ют дух. Например, в тайцзицюань «руководящим принципом является следование духу».

В целом при лечении недостатка ци сердца необ­ходимо рассматривать вероятность недостатка ци селезенки-поджелудочной железы, недо­статка ци легких и застоя ци печени. Усиление духа (шэнь) может иметь важное значение для активизации ци сердца.

Застой крови в сердце. Это состояние часто возникает в том случае, когда энергии ци или ян сердца слишком мало для перемещения крови. Колющие боли, багровое лицо или язык, вялость, сильное сердцебиение и одышка являются обычными симптомами данного состояния. Слизь также может быть причиной возникновения препятствия току крови; тогда на языке обычно присутствует толстый сальный налет. При наличии слизи необходимо установить, каков ее источник: недостаточно переваренная пища и/или избыток пищи, стимули­рующей слизеобразование. Поскольку слизь является влажным веществом, следует избегать диетических факторов, усиливающих влажность. Процессы, для которых характерен застой крови в сердце, часто возникают при ишемической болезни сердца, воспалении сердца и ангийе.

Застой крови в целом и применительно к сердцу излагается в разделе «Застой крови». Дан гуй и корень красного шалфея, которые рекомендовались выше при недостаточности кровоснабжения сердце, являются превосходными противозастойными средствами.

Холодная или горячая слизь-пена. Эти вещества являются облегченным видом «слизи». Когда они «поражают» сердце, то дезорганизуют дух/сознание (шэнь). Психические заболевания нередко связаны с затуманиванием духа «не­видимой слизистой пеной». Такие слизистые процессы могут также вызывать появление толстого налета на языке, аномальное поведение и изредка — слю­нотечение.

В случае горячей слизи пена блокирует нервную систему, приводя к развитию таких расстройств, как энцефалит, инсульт, вызванный ветром, и эпилепсия. Эти состояния в целом сопровождаются признаками жара и ян, к которым от­носят желтый налет на языке, быстрый пульс и внезапные, мощные или стре­мительные движения. Холодная слизь тяжелее и гуще, а ее симптоматика имеет характер инь и проявляется пассивностью, эгоцентризмом, отсутствием здравого смысла, медлительным, упрямым поведением, разговором с самим собой; пульс тоже медленный, а язык покрыт белым налетом.

Во многих случаях слизи состояние улучшается при уменьшении потребле­ния сильных слизеобразующих продуктов — молока и молочных продуктов, мороженого, яиц, мяса, сахара, арахиса и таких рафинированных продуктов, как белая мука. В случае горячей слизи необходимо избегать согревающих веществ, таких как сигареты, кофе, алкоголь и красное мясо. В случае холодной слизи человеку требуется больше согревающей пищи и специй, и особенно важно, чтобы он избегал охлаждающих продуктов, которые способствуют об­разованию слизи: молочных продуктов/ яиц и очищенных видов муки. Остере­гайтесь также привычек, приводящих к образованию избыточного количества слизи, — пристрастия к сложным блюдам, неумения тщательно пережевывать пищу и привычки пить холодные жидкости во время еды.