• —   Наследственные раки молочных желез, яичников (носители мутированных генов BRCA1 и BRCA2). После профилактического удаления МЖ и яич­ников заместительная гормональная терапия при тяжелом климактерическом синдроме возможна;
  • —   перенесенный рак молочных желез, если после лечения не прошло 5 лет или онколог дает небла­гоприятный прогноз после оперативного лечения;
  • —   повышение метаболита эстрона 16-альфа (ОНЕ1) по отношению к метаболиту 2-альфа (ОНЕ1);
  • —   гормонально зависимый рак любой локализации;
  • —   узловые формы фиброзно-кистозной мастопатии.

В настоящее время доказано, что заместительная гормо­нальная терапия не является причиной рака, но если он уже существует в начальной стадии, то продолжает свое развитие независимо от применения заместительной гормональной терапии или отсутствия применения заместительной гор­мональной терапии.

Частота рака молочных желез в Европе составляет 4% у женщин 50 лет и старше, но смертность у них от инфаркта миокарда в 10 раз выше. В последние годы смертность от рака молочных желез снизилась на 25%, что связано со скринингом женского населения старшего возраста и свое­временной диагностикой заболевания.

Заместительная гормональная терапия статистически достоверно уменьшает риск кардиоваскулярных заболева­ний: 1/3 женщин умирает от инфаркта, если они своевре­менно не используют ЗГТ.

По мнению многих специалистов, ЗГТ не создает опухоли, а риск ее развития более всего зависит от образа жизни. Смерть от ЗГТ не увеличивается. Чаще рак растет с возрастным увеличением массы тела (Samsiol G., Швеция Доклад на международном симпозиуме, 2005 г.). Играют роль несколько причин: наличие в ткани МЖ альфа- и бета-рецепторов к эстрогенам, генетически определен­ный автономный синтез эстрадиола и эстрона, сниже­ние соотношения 2-альфа (ОНЕ1)/1б-альфа (ОНЕ1) в постменопаузе при участии собственных ферментов и определенная индивидуальная предрасположенность к раку молочных желез.

При отсутствии противопоказаний важно использовать минимальные дозы гормонов, которые достаточно эффек­тивны в пери- и постменопаузе, особенно если гестаген метаболически нейтрален или обладает антиандрогенным эффектом.

В России средний возраст менопаузы составляет 51,4 года. Окном ЗГТ при климактерическом синдроме является воз­раст 45—55 лет, когда уже начинаются климактерические симптомы, но женщина еще менструирует, или прошло не более 5—7 лет после прекращения менструаций.

При риске тромбоза по данным гемостазиограммы бо­лее важны наследственность, отказ от курения, снижение потребления насыщенных жиров. После консультации гемостазиолога и генетика, если они не подтвердили на­личия наследственной гемофилии, то при нормализации гемостазиограммы на фоне здорового образа жизни ЗГТ возможна при профилактическом приеме кардиоаспирина по 75 мг на ночь ежедневно. Слизистую желудка этот пре­парат не раздражает и является хорошей профилактикой тромбоза. В ходе лечения контроль гемостазиограммы проводят 1 раз в 6 месяцев. Частоту повторных посещений назначает гинеколог.

Стало известно, что терапия эстрогенами (гестагены добавляют для защиты эндометрия) в периоде перименопаузы и ранней постменопаузы (45-55 лет) оказывает про­филактическое воздействие на риск сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ). Это подтверждается многочисленными исследованиями.

Внимание! Не следует впервые назначать ЗГТ только с целью вторичной профилактики сердечно-сосудистых заболеваний (после 60 лет). Однако если заместительная гормональная терапия была назначена в срок (40-45 лет) и имеются показания для ее продолжения, лечение может быть продолжено.

На фоне перорального приема ЗГТ на 10% снижается уровень ЛПНП и повышается уровень ЛПВП, концентра­ция триглицеридов может возрастать на 20% без ощутимых побочных отклонений.

При высоких показателях ЛПНП обычно назначают статины. Они достоверно уменьшают уровень ЛПНП, триглицеридов и повышают уровень ЛПВП, снижают АД, подавляют пролиферацию гладкомышечных клеток сосу­дистой стенки, предупреждают их фиброзирование.

Статины повышают минеральную плотность кости (МПК), предупреждают развитие остеопороза.

Как уже отмечалось, основным показанием для ЗГТ яв­ляется наличие климактерического синдрома со значитель­ным ухудшением качества жизни (приливы, сердцебиение, лабильность АД, нарушение сна, снижение памяти, сухость и жжение во влагалище, не связанные с воспалением).

Снижение таких факторов риска, как избыточный вес, диабет, дислипидемия, инсулинорезистентность, пред­расположенность к тромбозам, достигается прежде всего здоровым образом жизни.

Внимание! ЗГТ назначается индивидуально в минимально эффективной дозе на период существования климактери­ческих симптомов и только для первичной профилактики сердечно-сосудистых заболеваний, остеопороза, болезни Алъцгеймера.

При назначении комбинированной ЗГТ (эстроге­ны  + гестагены) следует обратить внимание на тип гестагенового компонента. Диеногест, дроспиренон входящие в состав климодиена, анжелика, а также мета­болически нейтральный дюфастон в составе фемостона 1/10, 2/10, 1/5 не оказывают неблагоприятного влияния на липиды крови и обмен углеводов. Кроме того, они не только не повышают риск развития рака МЖ, а, напро­тив, снижают его.

Внимание! Вторичная профилактика сердечно-сосудис­тых заболеваний это фармакотерапия (бета-адреноблока-торы при аритмии, ингибиторы АПФ, особенно при сердечной недостаточности, антикоагулянты). Лечение назначает терапевт (кардиолог) после обследования.