Эпидемический процесс — цепь связанных между собой специфических ин­фекционных состояний (Л. В. Громашевский), существующих при взаимодействии трех предпосылок — источников инфекции, механизма передачи и восприимчиво­го населения. Их совместное взаимодействие определяется факторами социально­го, биологического и природного порядка. В основе эпидемического процесса лежит паразитизм — циркуляция в популяции людей паразитов, приспособившихся в ходе эволюции к существованию в организме другого вида.

По генетически детерминированной патогенности паразитов можно разделить на 3 группы: патогенные, условно-патогенные и непатогенные. Большинство возбу­дителей внутрибольничных инфекций, как уже отмечалось, относятся к условно-па­тогенным микроорганизмам. Это микроорганизмы, способные вызвать заболевание при особых обстоятельствах: необычных, эволюционно не обусловленных «входных воротах» инфекций (травмы, оперативные вмешательства), снижении защитных сил организма после перенесенного основного заболевания или при наличии сопутству­ющего заболевания, при селекции высоковирулентных клонов возбудителя после многократных пассажей или массивной заражающей дозе микроорганизмов.

Источники инфекции

Зараженный организм человека или животного является наиболее благо-при­ятной естественной средой обитания возбудителя, обеспечивающей его энерге­тические и трофические потребности, способность к размножению и выделению из организма.

Если исходить из классификации инфекций, построенной по экологическому принципу, с учетом условий, обеспечивающих сохранение возбудителя как биологического вида, можно выделить 4 группы инфекционных заболеваний:

  • антропонозы, свойственные только человеку;
  • зооантропонозы, свойственные в естественных условиях животным, но которы­ми может заболеть и человек (их нередко именуют зоонозами);
  • зоонозы, наблюдающиеся только у животных и не встречающиеся (за редкими исключениями) у людей;
  • сапронозы (от древнегреч. sapros— гнилой), при которых резервуаром возбуди­теля являются различные факторы окружающей среды — почва и водоемы с по­пуляцией населяющих их живых существ (амебы, инфузории, водоросли, мелкие животные и др.). Почвенные и водные экосистемы обеспечивают сапрофитный характер их существования при способности выживать некоторый срок в орга­низме человека, животных и растений, где они проявляют паразитические свой­ства, после чего возвращаются в свою естественную экологическую среду снова как сапрофиты. Пребывание в организме человека — проявление «случайного» паразитизма. Говоря о внутрибольничных заражениях сапронозами, чаще поль­зуются термином «резервуар инфекции», а не «источник инфекции».

Подавляющее большинство ВБИ относится к антропонозам, «печальной при­вилегии человека». Примером служит стафилококковая, стрептококковая инфек­ции, пневмоцистоз, эшерихиозы, норовирусная и ротавирусная инфекции, вирусные гепатиты А, В, С, D, G, ОРВИ, грипп. Именно внутрибольничное заражение антропонозами человека от человека, как правило, наблюдается в акушерских, кардиохи-
рургических, стоматологических, урологических, детских отделениях, стационарах трансплантологии и других ЛПУ.

Заражение пациентов при ВБИ зооантропонозной природы друг от друга возможно при ограниченном числе инфекций (сальмонеллез, кампилобактериоз, иерсиниоз, чума, геморрагическая лихорадка Конго-Крым, экзотические геморра­гические лихорадки Ласса, Марбург, Эбола). Инфицирование иерсиниозом в силу полиморфизма клинических проявлений может наступать в детских инфекцион­ном и скарлатинозном отделениях, кишечном отделении; кампилобактериозом -в кишечном инфекционном отделении, куда направляются больные для оконча­тельного установления диагноза и лечения. При легочной форме чумы в случае несвоевременной изоляции вероятность заражения лиц, общавшихся с больным, исключительно велика из-за мелкодисперсности аэрозоля, массивности выделения возбудителя и высокой восприимчивости окружающих лиц. Внутрибольничное за­ражение сальмонеллезом возможно в стационарах разного типа (психиатрических, детских инфекционных, соматических и др.) в силу многообразия путей передачи: пищевого, контактно-бытового, воздушно-пылевого (например, при наличии голу­бей на чердаках ЛПУ).

При зоонозах, свойственных только животным, случаи внутрибольничных заражений практически отсутствуют.

В последние годы особый интерес представляет группа сапронозов, к которым, бесспорно, относятся столбняк (возбудитель Clostridiumtetani), заболевания, вызы­ваемые Bacilluscereus, Aspergillusspp., Legionellapneumophila и др.

Внутрибольничные заражения из числа бактериальных сапронозов вызывают возбудители столбняка, газовой гангрены и легионеллеза. Столбняк, возбудитель которого в естественных условиях обитает в почве, в прошлом был «бичом» раневых инфекций в мирное, а особенно в военное время. Вызывает он беспокойство и сейчас при дорожно-транспортных происшествиях, землетрясениях. Достижения современ­ной медицины, соблюдение правил асептики, а главное разработка методов специфи­ческой профилактики свели внутрибольничные заболевания столбняком на нет. Но появилась другая проблема — легионеллез. Открытый всего 35 лет тому назад в США, легионеллез привлек внимание эпидемиологов, микробиологов, клиницистов всего мира. В нашей стране особенно большой вклад в изучение различных аспектов про­блемы легионеллеза внесли С. В. Прозоровский и И. С. Тартаковский. Доля пнев­моний, вызываемых L. pneumophila, составляет 1-5%. По данным К. Брандта (2010), в Германии!.pneumophilaявляется причиной 6-15% пневмоний. Самая крупная вспышка легионеллезных пневмоний возникла среди населения в городе Верхняя Пышма Свердловской области, где в 2007 г. заболели 100 человек, причем 5 из них погибли (И. С. Тартаковский, О. А. Груздева, 2010).

Легионеллез обычно протекает по типу пневмонии, чаще возникает у пожилых курильщиков. Другой вариант легионеллеза — лихорадка Понтиак — быстро охваты­вает большие коллективы, но протекает по типу катара верхних дыхательных путей без пневмонии.

Обитая в естественных условиях в открытых пресных водоемах, особенно в «цве­тущих», где они находятся в симбиозе с сине-зелеными водорослями, размножаются в амебах и инфузориях, легионеллы вместе с тем обладают высокой экологической пластичностью и хорошо адаптируются к искусственным водным системам. Образуя биопленки в инженерно-технических сооружениях, связанных с циркуляцией воды, легионеллы могут накапливаться в больших концентрациях, способных вызвать за­болевание человека. Образование биопленок считают ключевым фактором накопле­ния потенциально опасных концентраций возбудителя. Легионеллы колонизируют водопроводные системы, особенно в концевых тупиковых участках, душевые уста­новки, поверхности труб, джакузи, системы охлаждения кондиционеров, плаватель­ные бассейны, оборудование для респираторных процедур и могут вызывать вну­трибольничные заражения. За последние 9 лет за рубежом описано более 120 вспы­шек легионеллеза, связанных с контаминацией систем горячего водоснабжения. Воздушно-водный путь передачи в этих случаях является основным. Но известны случаи воздушно-пылевой передачи инфекции в палатах больниц, расположенных с наветренной стороны при проведении земляных работ.

Наблюдения С. С. Смирновой, Е.Ю. Кочаровской и А.Ю. Есаулковои (2010) в Свердловской области показали, что горячая вода централизованного водоснао-жения является средой, постоянно контаминированной легионеллами, <^об™ сохрщяться при температуре до 60°С. Из 1070 исследованных проб воды легионеллы методом ПЦР были обнаружены в 12,7% случаев, в горячей воде — в 13,2%, в холол ной — в 98%. Наибольшая частота положительных находок определялась в мае-июн (47%) и ноябре-декабре (28,3%). Для уменьшения риска развития внутрибольнич-ного легионеллеза в некоторых лечебных учреждениях, где сосредоточены наибо­лее ослабленные контингенты (родильные дома, онкологические отделения и пр) авторы считают целесообразным устанавливать специальные фильтры, снижающие бактериальную обсемененность воды. При этом возникает риск воздушно-водного инфицирования, особенно в лечебно-профилактических учреждениях, где находятся ослабленные люди.

Возвращаясь к определению источника инфекции как зараженного организма человека и животного, следует отметить различную степень выраженности инфек­ционного процесса — от тяжелых форм до бессимптомного носительства. При срав­нительной характеристике как источников инфекции лиц с различной степенью про­явления инфекционного процесса первое ранговое место в распространении ВБИ следует отдать пациентам с манифестными формами инфекции (воспалительными, гнойно-воспалительными заболеваниями), что объясняется массивным выведением паразитов из организма. При этом обычно выделяются высоковирулентные штаммы возбудителя.