Противоэпидемические мероприятия в эндоскопических кабинетах направлены на предупреждение передачи инфекции от пациента к пациенту, от пациента к персо­налу и от персонала к пациенту.

Порядок обработки эндоскопа и инструментов к нему в соответствии с требо­ваниями СП 3.1.1275-03 не зависит от инфекционной патологии, выявленной или предполагаемой у пациента, и состоит из трех основных этапов: предварительная очистка, окончательная/предстерилизационная очистка, ДВУ или стерилизация.

Выбор уровня деконтаминации на финальной стадии обработки эндоскопа опре­деляется его назначением (для проведения стерильной или нестерильной манипуля­ции).

Перед проведением стерильных эндоскопических манипуляций эндоскопы под­лежат предстерилизационной очистке и стерилизации. Перед проведением несте­рильной эндоскопической манипуляции — окончательной очистке и ДВУ.

Окончательная очистка по цели и алгоритму проведения полностью соответству­ет предстерилизационной очистке.

Процесс очистки может быть самостоятельным или совмещен с дезинфекцией. Процессы стерилизации и ДВУ обеспечиваются одними и теми же средствами в од­ной и той же спороцидной концентрации, но при разном времени дезинфекционной выдержки. При ДВУ, так же как и при стерилизации, погибают все вегетативные формы микроорганизмов, но более короткая экспозиция (время воздействия) не может обеспечить уничтожение всех бактериальных спор, как это происходит пои сте рилизации. Именно это и является основным отличием ДВУ и стерилизации.

Инструменты к гибким эндоскопам, независимо от вида выполняемых эндоско пических манипуляций (стерильная или нестерильная), в обязательном порядке подлежат дезинфекции, совмещенной с предстерилизационной очисткой, и стерили­зации. Необходимо отметить, что они имеют сложную конструкцию, включающую каналы и различные колюще-режущие, скрученные и пружинные элементы, что выд­вигает повышенные требования к качеству очистки. Для снижения риска инфици­рования персонала и повышения качества очистки рекомендуется использовать уль­тразвуковые очистители, в том числе совмещающие УЗ-очистку и химическую или температурную дезинфекцию. В соответствии с рекомендациями производителей инструменты к эндоскопам стерилизуют паровым, газовым, плазменным методом или в растворах химических средств.

Обращение с медицинскими отходами. Исследования, проведенные ФГБУН МНИИЭМ им. Г. Н. Габричевского в 2008 г., установили контаминацию ВИЧ, виру­сом гепатита С, микобактериями туберкулеза, дрожжевыми и плесневыми грибами практически всех эндоскопов, которые использовались для обследования пациентов с соответствующей инфекционной патологией. Исследования 2009 г. подтвердили высокий уровень бактериального загрязнения инструментальных каналов гастро­скопов и колоноскопов (104-1012 КОЕ/мл). В связи с этим процессы предваритель­ной и окончательной/предстерилизационной очистки представляют серьезную ин­фекционную опасность.

Все растворы «грязной» зоны (вода после теста на герметичность, моющий раствор, вода для отмывки, после очистки) инфицированы. После использования жидкость сливается в общую городскую канализацию без дополнительного обез­зараживания. В системе общегородской канализации предусмотрен процесс обез­зараживания сточных вод. Емкости после слива указанных растворов подлежат очистке и обеззараживанию способом протирания или погружения по режиму наи­более устойчивого возбудителя (вирусы, микобактерии туберкулеза или грибы рода Candida) с последующим промыванием водопроводной водой.

Не допускается перелив инфицированных жидкостей в другие емкости для про­ведения их обеззараживания. Такая процедура утяжеляет труд медицинского персо­нала и многократно повышает инфекционные риски ввиду неизбежного разбрызги­вания инфицированных жидкостей.

Салфетки, использованные при очистке эндоскопа, обеззараживают дезинфи­цирующим средством по наиболее жесткому режиму для выбранного средства или сбрасываются в контейнеры (мешки) желтого цвета для сбора медицинских отхо­дов класса Б при наличии установки по их утилизации в организации, осуществля­ющей медицинскую деятельность. Емкости для обеззараживания салфеток должны иметь крышки для защиты оператора от вредных испарений, быть маркированными и иметь сведения о дате приготовления рабочего раствора.

Простыни (пеленки), использованные для сушки эндоскопа и инструментов к ним, после этапа окончательной/предстерилизационной очистки собирают в специальные мешки желтого цвета, в которых они доставляются в прачечную для дезинфекции и стирки.

В соответствии с требованиями СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами» отходы эндоскопического кабинета относятся в основном к двум группам: А (упаковочная бумага, упаковка из-под лекарственных препаратов и др.), которую собирают в упа­ковочные пакеты белого цвета, и Б (тканевые салфетки, перчатки, одноразовая оде­жда, пеленки и т.д.), которую собирают в пакеты желтого цвета. Медицинские отхо­ды, образующиеся в процессе проведения бронхоскопического обследования в про­тивотуберкулезных организациях (например, аспират), относят к классу В.

Противоэпидемический режим при проведении эндоскопических вмешательств

При проведении нестерильных эндоскопических манипуляций медицинский персонал отделения (кабинета) надевает медицинскую одежду и средства индиви­дуальной защиты (СИЗ): халат, водонепроницаемый фартук, маску, очки, резино­вые перчатки. Смену специальной одежды проводят по мере загрязнения, но не реже 1 раза в смену. Перед каждой манипуляцией врач и медицинская сестра проводят гигиеническую обработку рук кожным антисептиком и надевают новую пару одно­разовых перчаток.

Стерильные эндоскопические манипуляции проводят в малых и больших опера­ционных залах или процедурных кабинетах после проведения генеральной уборки. Персонал эндоскопического отделения (кабинета), участвующий в них, проводит хирургическую обработку рук кожным антисептиком, надевает стерильные перчатки и специальную одежду: стерильные халат, шапочку, маску. Замену специальной оде­жды и перчаток, а также обработку кабинета (операционной) проводят после каждо­го пациента.