Противоэпидемические мероприятия в эндоскопических кабинетах направлены на предупреждение передачи инфекции от пациента к пациенту, от пациента к персоналу и от персонала к пациенту.
Порядок обработки эндоскопа и инструментов к нему в соответствии с требованиями СП 3.1.1275-03 не зависит от инфекционной патологии, выявленной или предполагаемой у пациента, и состоит из трех основных этапов: предварительная очистка, окончательная/предстерилизационная очистка, ДВУ или стерилизация.
Выбор уровня деконтаминации на финальной стадии обработки эндоскопа определяется его назначением (для проведения стерильной или нестерильной манипуляции).
Перед проведением стерильных эндоскопических манипуляций эндоскопы подлежат предстерилизационной очистке и стерилизации. Перед проведением нестерильной эндоскопической манипуляции — окончательной очистке и ДВУ.
Окончательная очистка по цели и алгоритму проведения полностью соответствует предстерилизационной очистке.
Процесс очистки может быть самостоятельным или совмещен с дезинфекцией. Процессы стерилизации и ДВУ обеспечиваются одними и теми же средствами в одной и той же спороцидной концентрации, но при разном времени дезинфекционной выдержки. При ДВУ, так же как и при стерилизации, погибают все вегетативные формы микроорганизмов, но более короткая экспозиция (время воздействия) не может обеспечить уничтожение всех бактериальных спор, как это происходит пои сте рилизации. Именно это и является основным отличием ДВУ и стерилизации.
Инструменты к гибким эндоскопам, независимо от вида выполняемых эндоско пических манипуляций (стерильная или нестерильная), в обязательном порядке подлежат дезинфекции, совмещенной с предстерилизационной очисткой, и стерилизации. Необходимо отметить, что они имеют сложную конструкцию, включающую каналы и различные колюще-режущие, скрученные и пружинные элементы, что выдвигает повышенные требования к качеству очистки. Для снижения риска инфицирования персонала и повышения качества очистки рекомендуется использовать ультразвуковые очистители, в том числе совмещающие УЗ-очистку и химическую или температурную дезинфекцию. В соответствии с рекомендациями производителей инструменты к эндоскопам стерилизуют паровым, газовым, плазменным методом или в растворах химических средств.
Обращение с медицинскими отходами. Исследования, проведенные ФГБУН МНИИЭМ им. Г. Н. Габричевского в 2008 г., установили контаминацию ВИЧ, вирусом гепатита С, микобактериями туберкулеза, дрожжевыми и плесневыми грибами практически всех эндоскопов, которые использовались для обследования пациентов с соответствующей инфекционной патологией. Исследования 2009 г. подтвердили высокий уровень бактериального загрязнения инструментальных каналов гастроскопов и колоноскопов (104-1012 КОЕ/мл). В связи с этим процессы предварительной и окончательной/предстерилизационной очистки представляют серьезную инфекционную опасность.
Все растворы «грязной» зоны (вода после теста на герметичность, моющий раствор, вода для отмывки, после очистки) инфицированы. После использования жидкость сливается в общую городскую канализацию без дополнительного обеззараживания. В системе общегородской канализации предусмотрен процесс обеззараживания сточных вод. Емкости после слива указанных растворов подлежат очистке и обеззараживанию способом протирания или погружения по режиму наиболее устойчивого возбудителя (вирусы, микобактерии туберкулеза или грибы рода Candida) с последующим промыванием водопроводной водой.
Не допускается перелив инфицированных жидкостей в другие емкости для проведения их обеззараживания. Такая процедура утяжеляет труд медицинского персонала и многократно повышает инфекционные риски ввиду неизбежного разбрызгивания инфицированных жидкостей.
Салфетки, использованные при очистке эндоскопа, обеззараживают дезинфицирующим средством по наиболее жесткому режиму для выбранного средства или сбрасываются в контейнеры (мешки) желтого цвета для сбора медицинских отходов класса Б при наличии установки по их утилизации в организации, осуществляющей медицинскую деятельность. Емкости для обеззараживания салфеток должны иметь крышки для защиты оператора от вредных испарений, быть маркированными и иметь сведения о дате приготовления рабочего раствора.
Простыни (пеленки), использованные для сушки эндоскопа и инструментов к ним, после этапа окончательной/предстерилизационной очистки собирают в специальные мешки желтого цвета, в которых они доставляются в прачечную для дезинфекции и стирки.
В соответствии с требованиями СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами» отходы эндоскопического кабинета относятся в основном к двум группам: А (упаковочная бумага, упаковка из-под лекарственных препаратов и др.), которую собирают в упаковочные пакеты белого цвета, и Б (тканевые салфетки, перчатки, одноразовая одежда, пеленки и т.д.), которую собирают в пакеты желтого цвета. Медицинские отходы, образующиеся в процессе проведения бронхоскопического обследования в противотуберкулезных организациях (например, аспират), относят к классу В.
Противоэпидемический режим при проведении эндоскопических вмешательств
При проведении нестерильных эндоскопических манипуляций медицинский персонал отделения (кабинета) надевает медицинскую одежду и средства индивидуальной защиты (СИЗ): халат, водонепроницаемый фартук, маску, очки, резиновые перчатки. Смену специальной одежды проводят по мере загрязнения, но не реже 1 раза в смену. Перед каждой манипуляцией врач и медицинская сестра проводят гигиеническую обработку рук кожным антисептиком и надевают новую пару одноразовых перчаток.
Стерильные эндоскопические манипуляции проводят в малых и больших операционных залах или процедурных кабинетах после проведения генеральной уборки. Персонал эндоскопического отделения (кабинета), участвующий в них, проводит хирургическую обработку рук кожным антисептиком, надевает стерильные перчатки и специальную одежду: стерильные халат, шапочку, маску. Замену специальной одежды и перчаток, а также обработку кабинета (операционной) проводят после каждого пациента.