На втором месте по количеству осложнений, вызванных микобактериями, сто. вспышки после пластических и косметических операций. Не удивительно, что я вый вид быстрорастущих НТМБ, описанный в декабре 2004 г., назван М. cosmeticutn. Первые штаммы этого вида выделили из отделяемого дренажа в маникюрном салон И нз гршулематозного поражения кожи после косметической операции.
Вспышка послеоперационного инфицирования ран М. abscessusохватила 8 больных. Все заболевания явились следствием пластических операций косметического характера, выполненных на дому у хирурга. Подобные осложнения в стационаре не встречались. В результате эпидемиологического расследования установлено, что Af. abscessusконтаминировали раствор генцианового фиолетового, применявшегося для маркировки кожи.М. abscessusбыл выделен из раствора красителя, которым пользовался хирург, из материала операционных ран у 5 из 8 больных и из исходного раствора красителя, находившегося в аптеке. После замены контаминированного раствора на стерильный случаи инфицирования операционных ран не повторялись. В 1978 г. ряд врачей-специалистов в области пластической хирургии сообщили о нескольких больных с раневой инфекцией после пластики молочной железы, вызванной М. fortuitum, и высказали предположение о возможном едином источнике заражения. Все больные с инфицированными ранами были выявлены в течение 3 лет. Возбудителями инфекции признаны микобактерии комплекса М. fortuitum. Первые признаки заболевания появлялись в сроки от 1 нед. до 2 лет после операции (в среднем — 28 дней). Заболевание начиналось с припухлости и болезненности молочной железы, эритемы в области разреза. Температура тела у больных не превышала 37,8°С. Спонтанное выделение содержимого через операционный разрез отмечено у 4 больных, выдавливание имплантата через разрез — у 3. Бактериологический диагноз был поставлен через 1 месяц после начала заболевания. Культуры НТМБ выделены у 12 из 17 больных. В 10 случаях они были идентифицированы как М. fortuitum, в 2 — как М. abscessus. Источник инфекции не был установлен.
Известно, что косметические операции иногда осложняются раневой инфекцией. Врачи, пытаясь скрыть случаи послеоперационных инфекций, чтобы не уронить престиж своей частной клиники, могут не провести углубленного бактериологического поиска возбудителя. Неустановленная или неправильно установленная этиология воспалительного заболевания приводит к тяжелым и длительным послеоперационным осложнениям. Наряду с рутинными обследованиями на гнойно-септическую флору рекомендуется помнить о быстрорастущих микобактериях-возбудителях но-зокомиальных вспышек.