Говорят, что идеальных людей не бывает, и очень ча­сто под этим подразумевают характер человека. Суще­ствует много тестов, определяющих личностные черты и привычки человека, что и составляет сущность характе­ра. Известно, что еще в глубокой древности люди стара­лись тем или иным способом понять, что за человек на­ходится перед ними и можно ли ему довериться или же доверить то или иное дело.

В Древней Греции считали, что только у человека, черты лица которого действительно гармоничны и соот­ветствуют принятым в то время канонам, может быть счастливая судьба. Так же мыслили и майя — создатели одной из древнейших цивилизаций Америки. Они не просто уделяли немало внимания физиогномике, но и свято верили в то, что стать счастливым мужчина может только в том случае, если полностью удалит брови и на­рисует на своем лице магические знаки. Своеобразные украшения лица тех же майя различали их по социаль­ному положению. Нет, они не доходили до того, чтобы разрисовывать себе лица или делать татуировки на них. Они поступали проще и разумнее. Главной особенностью головы должны были служить прически. Именно их фор­ма и являлась отличительным признаком привилегиро­ванных классов. Сами же прически, а также лоб и уши украшались многочисленными драгоценностями, которые не только подтверждали их верховную власть, но и, по мнению самих майя, помогали оберегать и сохранять эту власть.

Что же касается уродливого лица, то большинство физиономистов и психологов приходят к одному мне­нию, утверждая, что это явный показатель жестокости и надменности. Примером может послужить миланский герцог Филипо Мария Висконти, живший в XV веке и обладавший крайне уродливым лицом. У него были ог­ромные глаза, тонкий длинный нос, впалые щеки и вечно крепко сжатые тонкие бледные губы. Все это находи­лось на непропорционально очерченном черепе. Висконти был не только очень жестоким человеком, он еще и по­лучал удовольствие от своих подлых поступков. Он мнил себя великим, но обделенным человеком и всем своим поведением наказывал людей за свое уродство. Ему были просто неизвестны такие чувства, как жалость и спра­ведливость.

Читатель может сказать, что один пример еще не по­казатель. Ну что же, приведем еще.

Во времена Анны Иоанновны жила герцогиня Бенигна Бирон. Казалось, что все пороки того времени были отражены в ее лице. Внешность герцогини была отврати­тельна и уродлива. На несколько вытянутом лице юти­лись маленькие, близко расположенные глаза, губы были настолько тонки, что их порой и не было видно, высокий лоб был весь испещрен морщинами. Добавьте сюда же сухую, пергаментную кожу и вечно недовольно-презри­тельное выражение лица. Кроме того, у нее был горб.

Это была жестокая женщина, которой владели две «доб­родетели»: жажда наживы и жажда власти. Она очень любила лесть и проявления чрезвычайного почтения к себе, с мнением людей не считалась, презирала их. Но в то же время она могла унижаться перед людьми, имеющими более высокий социальный статус, стоящими выше ее по положению, была сварливой и лицемерной женщиной.

Автор предлагает читателю оглянуться вокруг и об-патить особое внимание на людей с уродливыми лицами.

Не некрасивыми, а именно уродливыми. Довольно быст­ро вы сможете заметить, что таких людей отличает жес­токость и злость во многих поступках. Да, эти люди не виноваты в том, что природа наградила их таким лицом. Но ведь не виноваты и окружающие, по отношению к которым некрасиво ведет себя этот человек, как бы мстя за свое уродство.

Во всех фильмах об индейцах можно заметить непро­ницаемость их лиц. Индейцы считали, что если человек позволит себе отразить на своем лице какие-то эмоции, то злые духи могут захватить его в этот момент. Отсюда и трудности физиогномики. Согласитесь, что когда на лице человека не отражаются его эмоции, т. е. мы не видим его улыбку, зубы, ямочки и морщинки, складки, то и не вла­деем полной информацией о языке лица этого человека.

Женщины Мали, одной из африканских народностей, делают своеобразные надрезы на своих щеках. Надрезы — это символ, который оберегает женщину от злого духа. Кроме этого, надрезы служат для женщин Мали еще и украшением.

Александр Македонский ни под каким предлогом не принимал в свое войско мужчин с бледным цветом лица. Он считал, и не без оснований, что такие люди не смогут справиться с теми трудностями, с которыми играючи справлялись его воины. Основанием же для такого умо­заключения для Александра Македонского послужила практика. Слишком часто воины с бледным цветом лица оказывались слабо подготовленными физически.

Огромное внимание уделяли физиогномике древние пер­сы. Они даже выбирали себе царя по форме и размеру носа.

Отличились на ниве физиогномики древнегреческие философы Сократ и Платон. Оба считали, что существу­ет взаимосвязь между внешностью человека и его душой. И чем более совершенно было лицо человека, тем более широка и приятна была его душа.

Кстати, уделяли должное внимание физиогномике Ари­стотель и Пифагор. Аристотель, ученик Платона, воспита­тель Александра Македонского, создатель силлогистики (позднее метафизики) и основоположник формальной ло­гики, много внимания уделял особенностям человеческо­го лица. Он с полной уверенностью считал, что как форма головы человека, так и черты его лица присущи опреде­ленным типам людей, имеющих конкретные черты ха­рактера, обладающих присущими только им способностя­ми и интеллекту и склонными к конкретным видам дея­тельности.

Так, например, Пифагор Самосский, древнегреческий философ, религиозный и политический деятель, матема­тик, выбирал себе учеников по физиогномическим крите­риям. Он обмерял голову и тело будущего ученика, счи­тая, что благодаря этому своеобразному тесту сможет оп­ределить его способности и характер. И ведь что интересно, практически ни разу не ошибся.

Во П-1 тысячелетиях до нашей эры вдоль мексикан­ского залива жили ольмеки. Уже тогда они могли изме­нять форму черепа человека, делая это при помощи доще­чек и повязок. Кроме этого они удаляли передние зубы. Но не всем, а только.знати, чтобы внешне никто не мог перепутать знатного человека с простолюдином. Ольмеки также украшали свои головы и лица огромными причес­ками, перьями, подвесками и рисунками. Но, опять-таки, все это было свойственно только знатным людям. Вот и получается, что внешний вид, изменения формы черепа, прически и рисунки служили своеобразным критерием про­исхождения. Ну чем не физиогномика?